|
|
![]() | Первый русский гид по университетам Швейцарии |
Высшее образование
в Швейцарии
|
Университеты в обществе знания: сравнение пяти передовых университетов и уроки для Швейцарии | ||
Societe du savoir: comparaison de cinq universites internationales de pointe et enseignements pour la Suisse |
||
economiesuisse - Federation des entreprises suisses |
||
Предисловие |
||
Предисловие | ||
Согласно сценарию демографических тенденций Федерального статистического управления, численность активного населения до 2040 г., будет оставаться неизменной. Это означает, что при сохранении нынешней продолжительности рабочего дня необходимо повысить производительность труда, чтобы обеспечить экономический рост. В создавшихся условиях следует правильно распорядиться квалифицированным человеческим капиталом — капиталом, который является результатом количества работников и состояния знаний. К практическому опыту необходимо добавить сумму сведений, трансформируемых в знания, которые находят применение в экономике. Человеческий капитал — ключевой фактор и, по крайней мере, одно из главных условий будущего роста Швейцарии и процветания ее граждан. Система образования играет важную роль для качества человеческого капитала активного населения. Тем не менее, не существует ясной связи между государственными расходами на образование и качеством системы образования. Высшие школы, несомненно, играют все более важную роль в процессе создания знаний и, как следствие, ценностей. Система высших школ страны становится важнейшим фактором мировой конкуренции между экономическими центрами, а также в области инноваций. Данные соображения положены в основу настоящего исследования Комиссии по образованию и исследованиям Федерации швейцарских предприятий (Commission Formation et recherche d’ economiesuisse). Цель исследования — продемонстрировать, как передовые иностранные университеты готовятся встретить вызовы общества знания, и какие уроки при этом можно извлечь для Швейцарии. Этот документ также вносит вклад в дискуссию о будущей системе высших школ Швейцарии. Следуя установившейся традиции, комиссия продолжает создавать основы политики образования, в надежде на реакцию общественности. Сравнительное исследование иностранных университетов было проведено г-жой Даниэлой Ром (Daniela Rom) в ходе ее стажировки. Рудольф Вальсер (Rudolf Walser) отвечал за оценку политики образования и ее общую редакцию. Ценную помощь в подготовке проекта оказал Peter Seitz (Питер Зайтц) – заведующий департаментом Науки и технологии в Swissnex, Сан-Франциско, Феликс Меснер (Felix Moesner), советник по науке и технологии при посольстве Швейцарии в Токио, а также многие члены комиссии Commission Formation et recherche. Мы благодарим всех тех, кто внес вклад в успех этой работы.
Андреас Штайнер (Andreas Steiner)
|
||
Комиссия по образованию и исследованиям Федерации швейцарских предприятий | ||
Андреас Штайнер (Andreas Steiner), президент компании BELIMO Holding SA, Урс Альтхаус (Urs Althaus), ams-management services GmbH, проф. Морис Кампана (Maurice Campagna), Campagna Enterprise Consulting CEC, Дитер Флюкигер (Dieter Fluckiger), инженерное бюро в частном секторе Fluckiger + Bosshard AG, профессор Ганс-Питер Фрай (Hans-Peter Frei), infocons concepts informatiques, Бригитта М. Гадьен (Brigitta M. Gadient), член государственного совета, проф. Оливер Гассманн (Oliver Gassmann), Institut fur Technologiemanagement de l’Univerisite de St-Gall, проф. Поль Херрлинг (Paul Herrling), Novartis Pharma SA, Бернар Кохлин (Bernard Koechlin), Юрг Лейп (Jurg Leupp), Horw; Эрнст Лютц (Ernst Lutz), Alcan Technology & Management SA; проф. Клаус Мюллер (Klaus Muller), F. Hoffman-la Roche SA, Йоханнес Рандеггер (Johannes Randegger), член государственного совета, Novartis International SA; Вольфганг Реннер (Wolfgang Renner), Cytos Byotechnology SA, Мартин Ридикер (Martin Riediker), Ciba Specialty Chemicals SA, проф. Питер Райзер (Peter Ryser), EPFL, Вернер Шаад (Werner Schaad), Swiss Re; Ханс-Вальтер Шлепфер (Hans-Walter Schlaepfer), Sulzer Markets and Technology SA, Вальтер Стейнлин (Walter Steinlin), CTO Swisscom SA, Рудольф Вальсер (Rudolf Walser), член дирекции, economiesuisse. |
||
|
||
Университеты в обществе знания | ||
Решение проблем основано на знаниях. Процесс создания знаний, и, следовательно, ценностей, рождается из взаимодействия между обладателями знаний и совокупностью информации. Распространение и передача новых знаний, созданных на разных уровнях (предприятия, индивидуумы, регионы), создает стратегическую ценность для всего комплекса национальной экономики. Университет как таковой, является всего лишь одним из элементов (сколь бы важным он ни был) этого процесса. Чтобы приобрести признание, репутацию и покровительство общества знания, университет может отличаться по нескольким параметрам: качеством своих дипломов, разнообразием кафедр, качеством и репутацией преподавательского состава и возможностями в области исследований, исследовательскими проектами, ресурсами, предоставляемыми в распоряжение третьим лицам из частного сектора экономики, и т.д. Это означает, что университеты не столь уж свободны; политический мир во многих отношениях оказывает влияние на общество знания, главным образом, через политику образования и исследований. В условиях глобализации науки, и интернационализации рынков образования, практически все университеты сталкиваются с теми же вызовами. Можно извлечь определенные уроки из изучения того, как некоторые международно-признанные университеты реагируют на вызовы общества знания. С этой целью мы проанализировали характеристики нескольких высших школ, чтобы выявить общие черты их развития и условия существования, определяемых национальной университетской политикой. Среди критериев сравнения фигурируют структуры управления и принятия решений, финансирование учреждений, условия приема и соответственно процесс отбора студентов, приоритетные направления исследований, а также отношения с политикой и экономикой. Мы выбрали пять университетов из классификации исследовательских учреждений, недавно составленной Университетом Джиао Тон в Шанхае, а именно: - Калифорнийский университет Идея исследования состояла в извлечении из этого материала выводов, полезных для реформирования швейцарской университетской системы. Помимо расхождений национальных университетских систем, объясняемых традицией и историей, выделяются определенные общие моменты. Поразительной чертой является тенденция к повышению университетской автономии; здесь речь идет о центральном феномене развития университетской политики выбранных стран. Большая степень автономии представляет собой важное условие увеличения конкуренции в рамках университетской системы. Она означает, что университеты располагают более широким полем для стратегического маневра при планировании. Эта автономия главным образом реализуется органами принятия решения в области образования и исследований, а также широкой полномочиями в кадровом и финансовом секторах. Эволюция к более широкой автономии идет параллельно с заменой управления ресурсами (input), в течение длительного времени преобладавшей в университетской системе, на управление по результатам (output) в сочетании с еще большим контролем над предоставленными услугами. Более широкая автономия накладывает обязательства отдавать отчет перед государством и обществом. Университеты должны продемонстрировать своим вкладчикам финансов, а именно главному налоговому инспектору Швейцарии, что они используют свои ресурсы разумно, эффективно и результативно. Что касается управления, каждое из учреждений имеет сложный и уникальный орган. В университетах нет единой структуры управленческих органов, по-разному решаются вопросы о руководящих должностях и передаче полномочий по принятию решений. Тем не менее проявляется общая черта: университеты стремятся к организации сильного руководства и отказу от коллегиальных органов. Помимо различных традиций и культур, можно сделать вывод, что каждый университет идет по своему эволюционному пути. В рассмотренных учреждениях сильно различается доля государственных взносов в общие поступления. В Калифорнийском университете вклад государства составляет только 33% от общего финансирования, тогда как в Утрехтском университете он приближается к 70%. Пять рассмотренных университетов действительно сталкиваются с сокращением бюджетных ассигнований. Значительный источник поступлений составляет плата за обучение. Ежегодно она составляет от 600 долл. США (Университет Цинхуа) до 5000 долл. США (Калифорнийский университет). Все университеты располагают хорошо развитой системой стипендий. Как общее правило, отбор студентов очень строгий. В принципе, цель состоит в привлечении лучших «голов» возрастной группы. В Голландии, например, образовательная система играет роль фильтра для рынка рабочей силы. Все университеты предлагают широкую палитру обучения по различным дисциплинам. В современном обществе знания включение в сеть университетов в мировом масштабе приобретает все большее значение. Даже если невозможно подвести общие итоги исследования, совершенно ясно, что включение в сеть в международном масштабе, а также сотрудничество в исследованиях между университетскими учреждениями и предприятиями играют все более важную роль. В этом отношении также утверждается, что невозможно искусственно планировать создание новой «Силиконовой долины». Наконец, наблюдается существенный рост гарантии качества образования и исследований, хотя при этом реализуются отличающиеся системы.
|
||
|
||
В принципе, мы осознаем невозможность простого копирования или повторения зарубежных университетских моделей. Каждый университет обладает не только собственной структурой, но он также отмечен культурой, традицией и социальным окружением своего места расположения. В этом отношении несомненно, что Калифорнийский университет (КУ), появившийся в результате объединения под эгидой государства девяти университетов, является очень успешной системой, которая должна вызвать интерес нашей страны. Основания его успеха состоят не только в его структуре, они также зависят от внешней среды, в которой размещена система КУ. Особенно важную роль играет сильная коммерческая интеграция (Район Залива [Сан-Франциско], Силиконовая долина), сильная поддержка щедрых фондов, особый климат конкуренции между университетами и «факультетом высокого профиля». К этому следует добавить географическую близость между западным побережьем Соединенных Штатов и Китаем и Японией, а также большое количество иммигрантов из Азии — что делает КУ центром притяжения для азиатских студентов. Иными словами, калифорнийская система соединяет в одно целое многочисленные специфические учреждения, иногда неформальные, перенос которых в будущем почти не рассматривается. Поскольку университетская система связана с определенными специфическими особенностями, Швейцария не могла бы копировать или воспроизводить самостоятельно модели, которые имеют успех зарубежом. Сравнительные международные оценки или опыт, реализованный в других местах («передовая практика», best practices) позволяют черпать новые идеи, которые могут обогатить наши собственные разработки концепции. Наконец, решающее значение имеет компетентность организации, воспринимаемая как способность успешно реализовать знания, приобретенные в рамках национальных параметров. Как правило, швейцарские университеты в большей или меньшей степени развиваются в русле международных тенденций, в особенности, что касается введения новых кадровых и управленческих структур, которые дают им больше независимости. Тем не менее, швейцарский университетский порядок будущего, дополняющий различные учреждения в конкурентной и инновационной системе с эффективным управлением, на данный момент имеет недостаток. В том, что касается отбора студентов, сейчас Швейцария развивается в стороне от практики передовых университетов в международном плане. Автоматический доступ в университеты для всех сдавших экзамен за среднюю школу и получивших степень бакалавра (maturite) — слишком снисходительное и слишком широкое правило для качества университетов высокого уровня. Вместе с тем, за исключением Нидерландов, плата за обучение во всех крупных университетах из числа рассмотренных в исследовании, значительно выше, чем в Швейцарии, учитывая покупательную способность населения. Наконец, что касается гарантии качества в области аккредитации, Швейцария тащится в хвосте международного развития. |
||
|
||
Швейцария должна предложить среду образования, основанную на зонах свободы для университетов, на инициативах и собственной ответственности, а также на конкуренции. Это единственная база, на которой строится превосходство и компетентность, без которых невозможно успешно интегрироваться в мировую научную систему. Конкретно это означает: 1. Университеты нуждаются в автономии, чтобы раскрывать самые большие таланты, привлекать и удерживать их. Это особенно важно для продвижения новой смены. Вот почему политика должна концентрироваться на определении основных условий формирования университетской политики: регламентация условий приема, признание ученых степеней, гарантия качества и единообразное финансирование. 2. Хорошие головы делают хороший университет, что предполагает свободу выбора преподавателей и студентов. Университеты выбирают своих студентов, а студенты выбирают свои университеты. Последние имеют право автономии в назначении преподавателей, а также установлении условий их трудового договора и оклада. 3. Что касается повышения платы за обучение, университеты самостоятельно принимают решение об ее использовании, так чтобы государство не сократило их финансирования. Дополнительные доходы должны направляться на повышение качества образования. Система ссуд должна гарантировать, чтобы способные студенты не отказывались от обучения по финансовым соображениям. 4. Образование и исследования относятся к приоритетным задачам государства. Бюджетные приоритеты Конфедерации и кантонов должны быть пересмотрены в этом направлении, что означает реорганизацию структуры расходов в пользу образования и исследований. 5. В рамках университетской системы, управление требует размышлений о роли, способе функционирования и организации университетских учреждений по отношении ко всему обществу. Следует быстро устранить малопрозрачные границы и избыточность в структуре управления и контроля нашей университетской системы. Надо найти баланс между политическим надзором и академической автономией. Эффективность важна, но она не может определять всё. Успех науки как культурного фактора, прозрачность и доверие представляют собой также важные параметры.
|
||
|
||
|
||
©
Commission Formation et recherche d’economiesuisse, 2005 |
|
|||||
|
|
![]() |
|
|