Rambler's Top100 Russian / Francais / English
Первый русский гид по университетам Швейцарии

Федеральная политехническая школа Лозанны

 
 

2. Кандидат наук, что это значит?

 

2.1. Как стать исследователем
2.2. Мотивации и цели

 


2.1. Как стать исследователем


Никто не рождается исследователем. Вы должны им стать. Учеба в докторантуре возможно будет последним, но самым решающим этапом в обучении молодого человека, который желает посвятить себя организованным поискам для лучшего понимания природного и антропогенного мира. Это означает способность производить, манипулировать и контролировать новые явления, методологические средства, инструменты и другие артефакты.

До этого момента большая часть жизни была отдана обучению. Но предыдущий опыт отличается от настоящего. Впервые докторанты призваны активно участвовать в наблюдении и манипулировании научной реальностью. На предыдущих этапах своего обучения студенты должны были показать свое совершенное владение содержанием предметного мира, а также соответствующих методов его контроля, главным образом усвоением знаний, которые были для них дидактически подготовлены. Они учились как их применять. Но для этого преподаватели должны были четко определить и целенаправленно отобрать задачи. В общем, решения были известны, дана концептуальная структура проверенных знаний, методы и процедуры были стандартизированы, их нужно было только выучить, понять и применить.

Студенты были введены в мир знания, в котором их преподаватели проложили для них тропинки, по которым известные места назначения могли быть достигнуты проверенными и утвержденными процедурами. Поступление в докторантуру означает, что обучение посредством имитации пройдено. Докторанты должны теперь самостоятельно проводить исследования. Предполагается, что они больше не должны действовать в рамках полученных знаний, а стремиться к активному синтезу, который включает как уже известное, так и то, что должно быть найдено. Метод и смысл обучения меняется. Учиться в докторантуре означает стать активным генератором нового научного знания и технологических артефактов. Легко увидеть, что порой это может походить на ужасный опыт. Он знаменует переход от простого воспроизводства знаний к производству, от зависимости от тех, кто выбрал для Вас то, что Вы должны знать, до состояния независимости, которое требует и сводится к оригинальности идей, поиску новых подходов или испытанию новых методов. Докторанты должны стать похожими на тех, кого идентифицируют с топ-исследователями. В этом смысле ближайшим по роли примером служат супервайзеры. Для докторантов супервайзеры представляют собой в одно и тоже время профессиональную аудиторию и более широкое научное сообщество, которое будет оценивать их будущую работу (адаптация [1], с разрешения AVETH ).

Основные способности

В течение предстоящих четырех лет Вы получите очень специализированные знания в вашей области исследований с одной стороны, и множество «общих» компетенций с другой стороны. Следующие компетенции будут составлять Ваш основной капитал на рынке труда и для вашей будущей карьеры [2]:

  • Выполнять научный исследовательский проект в автономной профессиональной манере:
    • Реализовывать научный проект с ограничениями (время, деньги, риски);
    • Определять, детально разрабатывать и вести новый научный проект.
  • Предоставлять новаторские решения для комплексных проблем, которые не имеют очевидного или известного решения при использовании строгого научного подхода:
    • Доказательство строгого и критического мыслительного процесса;
    • Соблюдение прав интеллектуальной собственности;
    • Внимание к этическим соображениям.
  • Получать самые глубокие знания в своей области изучения:
    • Владение своим предметом;
    • Глубокие знания в вашей области;
    • Широкие знания по вашей дисциплине.
  • Говорить просто и ясно в различных ситуациях о результате своей научной работы или о знаниях своей дисциплины:
    • Писать научные статьи, технические отчеты на родном языке, и/или английском, и/или французском языке;
    • Давать презентации на конференциях;
    • Преподавать на университетском уровне;
    • Использовать информационные технологии (презентации, базы данных).

К началу страницы


2.2. Мотивации и цели


Зачем получать степень доктора PhD? Несомненно, наиболее важная мотивация –интеллектуальный интерес, основная человеческая склонность исследовать неизвестное. Вам будет дана возможность находить объяснение/решение проблемы, которое было ранее неизвестно (может быть даже и не самой проблемы). Вы можете стать одним из немногих людей в мире, которые имеют такое глубокое понимание в Вашей специальной области.

А что потом? При том, что степень доктора PhD является необходимым условием для карьеры в мире университетской науки, она кроме того открывает двери для работы в промышленности. Тем не менее есть недоброжелательные люди (особенно в отделах по персоналу), заявляющие, что самой важной причиной получение степени доктора PhD является отсутствие профессиональных целей или благоприятная возможность пойти по легкому пути. Это может быть частично ответственно за довольно плохой имидж выпускников докторантуры в промышленности. Таким образом, если Ваш первейший интерес - занять как можно быстрее высоко оплачиваемую позицию в частном бизнесе, Вам лучше воздержаться от докторского обучения.

Несмотря на это степень доктора PhD остается подтверждением способности проводить исследования и тем или иным образом документально подтверждает способность решать непростые проблемы. Главным образом в промышленных исследованиях, для работы часто требуется степень доктора PhD. Приобретенные высокоспециализированные знания выпускников докторантуры оплачиваются довольно высокой зарплатой. С другой стороны, должности, требующие такие сверхспециальные знания, обычно довольно редки. Поэтому выпускнику обычно требуется быть готовым к высокой мобильности.

Опрос в 2002 году 318 из 750 выпускников докторантуры EPFL 1995-1999 годов дал некоторые интересные результаты относительно мотивации и профессионального положения этих выпускников [3]. На вопрос об их мотивации, интеллектуальный интерес стал основным двигателем для большинства кандидатов, следующих желанию получить новые знания.

Что касается профессионального положения, то была обнаружена полная занятость: 70% работали в частном бизнесе, 30% в государственном секторе, включая 7% работающих независимо. Что касается их профессиональной деятельности, то тремя основными сферами являются исследования (29%), разработка/применение (27%) и управление проектом (18%). Около 30% мест были зарезервированы исключительно для выпускников докторантуры, тогда как в 40% случаев степень доктора PhD способствовала принятию решения по соответствующему кандидату. Рабочие места находятся в хорошем соответствии со знаниями и навыками, приобретенными во время докторантуры PhD, около 2/3 – в прямой связи с темой диссертации.

В общем, 80% опрошенных выпускников докторантуры EPFL считают, что инвестированное время стоило того. Среди выпускников, работавших в промышленности, 50% утверждают, что прохождение докторского обучения было, по крайней мере, настолько полезно, как три года профессионального опыта (против 30% не подтвердивших это).

Как бы ни были ободряющими эти данные, необходимо подчеркнуть, ситуация на рынке труда стала несравнимо более тяжелой начиная с 1999 года. Тем не менее, подобная ситуация имеет тенденцию благоприятствовать более квалифицированным кандидатам.

Другим интересным результатом указанного опроса стало то, что более половины опрошенных выпускников сожалеют, глядя в прошлое, что не воспользовались возможностью завязать отношения с компаниями во время их работы над диссертацией. Более того, значительная их часть упустила шанс работа в команде, так же как и опыт управления проектом во время работы над диссертацией. Эти моменты могут послужить стимулом для их преемников уделить больше внимания этим критериям.

К началу страницы


© ACIDE EPFL, 2005
© uni-CH.RU, составление, 2006
© uni-CH.RU, перевод с английского, 2006


© uni-CH.RU 1999-2006 | info@uni-ch.ru | 22.11.2006

  ???????@Mail.ru   Rambler's Top100