Rambler's Top100 Russian / Francais / English
Первый русский гид по университетам Швейцарии

Федеральная политехническая школа Лозанны

 
 
4. Работа над диссертацией
 


Как и в предыдущей главе, в этой главе мы нередко будем указывать юридические тексты о докторантуре в EPFL ([4],[5]). Мы вновь рекомендуем Вам ознакомиться с этими оригинальными текстами.

К началу страницы


4.1. Продолжительность докторантуры в EPFL


Большинство соискателей остаются в EPFL в общей сложности около четырех лет. Тема и план их исследований обычно определяется в течение первого года. При условии, что показатели их деятельности удовлетворительны, к концу этого года они однозначно зачисляются на Докторскую программу в качестве соискателей докторантуры. Письменные годовые отчеты с описанием хода их исследований должны представляться каждый год в докторскую программу.

К началу страницы


4.2. Вы и ваш руководитель


Этот раздел является адаптированной записью из ETHZ Survival Guide и любезно предоставлен AVETH . К этому нечего добавить!

Что ожидает от Вас руководитель?

Руководитель ожидает, что Вы будете проявлять независимость.

Руководитель не желает, чтобы Вы каждый раз задавали вопрос: «А что мне делать дальше?»

Руководитель хотел бы, чтобы у Вас были собственные идеи и предложения.

Руководитель хотел бы, чтобы Вы проявляли оригинальное мышление и мотивацию.

Руководитель ожидает от Вас честности.

Руководитель ожидает от Вас приверженности строго научному подходу.

Что Вы ожидаете от Вашего руководителя?

Вы должны рассчитывать на то, что над вами будут осуществлять научное руководство.

Вас должны контролировать регулярно, а не тогда, когда это удобно Вашему руководителю, или только на этапе завершения Вашей диссертации.

Вы должны ожидать от вашего руководителя (письменных) комментариев не только относительно деталей работы, но также и общего хода исследования.

 

 

Таблица 4.1. Взаимные ожидания соискателя докторантуры и научного руководителя [1]

Наш совет: Диссертация на соискание степени PhD – это личное достижение. Не следует ожидать от Вашего научного руководителя, чтобы он каждый раз смотрел Вам через плечо. Это свое исследование и Вы должны проявлять независимость при выборе методов, стиля, ресурсов и т.п. Тем не менее, Вы относитесь к Институту и исследовательской группе, и ваш научный руководитель вправе оказать влияние на вашу работу и ход ваших исследований. Вам следует оставаться в рамках, определенных политикой EPFL , а также аспектами, которые ваш руководитель сочтет важными. В случае, если Вы полагаете, что вами руководят слишком интенсивно или недостаточно, не стесняйтесь обсудить этот вопрос с руководителем. В случае возникновения серьезного непонимания, вы также можете обратиться с вопросом к директору Докторской программы. Примите на себя ответственность обеспечить проведение регулярных консультаций с вашим руководителем. Удостоверьтесь в том, что эти консультации включают следующие вопросы:

  • определение целей и программы следующего этапа работы;
  • пересмотр и оценка предшествующих целей;
  • оценка вашей работы в рамках общего проекта PhD-диссертации, а также в соответствии со стандартами вашего научного руководителя.

Научный руководитель ожидает от Вас представления письменных работ

Хотя обсуждение, основанное на заметках, сведениях или диаграммах, а также устная презентация вашей работы могут оказаться достаточными для решения мелких проблем, научный руководитель рассчитывает, чтобы Вы ему представляли в регулярные интервалы времени какие-то письменные тексты, в особенности до обсуждения ключевых тем и продвижения вашего проекта. Более того, письменная работа, представленная вашему научному руководителю, должна не ограничиваться набросками или проектом, а быть достаточно развернутой и выполненной в хорошем стиле.

Вы вправе ожидать, что Ваш научный руководитель прочитает Вашу работу перед встречей

 Вы вправе рассчитывать от Вашего научного руководителя, что он внесет поправки и прокомментирует вашу письменную работу, а не только заверений, что он ее прочитал. Ожидайте, что он прочитает все представленные работы и отведите достаточное количество времени для их обсуждения.

 

 

Таблица 4.2. Регулярные письменные отчеты необходимы [1]

Наш совет: Попросите Вашего руководителя давать письменные комментарии на рукопись или предложение и включать полную оценку, что даст Вам четкая перспектива ваших достижений к этому времени. Пишите отчеты о выполнении работ для описания недавних экспериментов или исследований, а также комментарии и заключительные части вашего проекта. Это поможет вам критически отнестись к собственной работе. Покажите первый набросок кому-либо еще и спросите советов и комментариев. Лицо, которому вы покажете этот набросок, может быть другим исследователем или другим аспирантом, с которым Вы можете создать отношения взаимопомощи. Принимайте во внимание любую конструктивную критику. Написание отчетов о выполнении работ в понятной и доступной форме является хорошей практикой для написания ваших публикаций, а в конечном счете и диссертации.

Научный руководитель рассчитывает на регулярные встречи с Вами

Регулярные встречи по текущему ходу работы могут проходить еженедельно, ежемесячно или даже раз в полгода. Важно, чтобы они были регулярными. Формальные встречи с руководителем / отчеты о ходе выполнения работ проводятся с меньшей периодичностью, и как предполагается, должны быть хорошо подготовленными и сопровождаться письменным отчетом.

Вы вправе рассчитывать на доступность научным руководителем в случае необходимости

Вы не должны ограничиваться только запланированными встречами. Если Вы чувствуете потребность обсудить с научным руководителем какие-либо срочные или важные темы, не стесняйтесь попросить его о встрече.

 

Таблица 4.3. Настаивайте на проведении регулярных встреч [1]

Наш совет: Если у Вас возникло ощущение, что Вы зашли в тупик, или ваша работа по какой-либо причине затормозилась, не теряйте времени, ожидая следующей плановой встречи. Определите, с какой периодичностью Вы сможете встречаться вначале вашего сотрудничества с руководителем, и как Вы спланируете ваши дальнейшие встречи, какие отчеты о ходе работ необходимы и когда их надо представлять и т.д.. Дайте своему руководителю время для подготовки к встрече (в особенности для официальных встреч), так чтобы оставалось достаточное время между запланированной и текущей датой. Не пропускайте встреч! Они предназначены для Вас, чтобы проверить идеи и получить руководство, когда оно вам необходимо. Если что-то не получается, расскажите об этом научному руководителю, вместо того, чтобы надеяться, что все образуется до проведения следующей встречи. Во избежание разногласий, составляйте в ходе встречи письменный протокол согласованных пунктов и действий, которые необходимо предпринять, и пошлите копию вашему научному руководителю. Установите цели, к которым следует стремиться в течение следующего периода.

Научный руководитель ожидает от вас честного подхода при отчете о ходе исследований

Разумеется, научный руководитель предпочитает, чтобы все было хорошо, но он также хотел бы, чтобы его информировали о возникающих трудностях.

 

Вам следует ожидать, чтобы научный руководитель был скорее консультантом, чем судьей

Научный руководитель существует не только для того, чтобы хвалить Вас за отличную работу или осуждать плохое продвижение. Он должен быть способен задавать правильные вопросы и выдвигать полезные предложения.

Таблица 4.4. Встречи должны быть конструктивными и стимулирующими [1]

Наш совет: Если есть проблема, если работа затормозилась, если у Вас личные или какие-либо другие проблемы, которые препятствуют продолжению работы, тогда сообщите об этом вашему научному руководителю. Не ловчите! Вам не удастся обмануть своего руководителя, если Вы будете делать вид, что все прекрасно и будете рассказывать ему о выполненной работе, новых идеях, следующих шагах, которые следует предпринять, не представляя при этом ничего реального в форме точных данных, графиков, результатов или письменной работы. Несомненно, Вас осудят вместо того, чтобы оказать помощь, если ваш научный руководитель обнаружит, что с ним обходятся как с дураком.

Научный руководитель ожидает, чтобы Вы следовали его рекомендациям, если Вы о них запрашиваете

Несмотря на то, что это ожидание представляется очевидным и разумным, ему часто не придерживаются. Руководитель хотел бы, чтобы Вы применяли во благо помощь, которая вам предложена, и чтобы относились серьезно к его мнению.

Вам следует ожидать, что ваш научный руководитель будет конструктивно критичен


Научный руководитель должен критиковать и конструктивно взаимодействовать с вами, причем его мнение должно быть подкреплено разумными аргументами.

Таблица 4.5. Не следует игнорировать советы вашего руководителя [1]

Наш совет: Не занимайте слишком оборонительную позицию, принимая критику вашего научного руководителя. Оба из вас должны отстаивать и обосновывать свои аргументы и мнения. Запросите более подробные объяснения критических замечаний, с которыми Вы не согласны. Полезна любая ответная реакция! Если Ваш руководитель советует что-либо, а Вы придерживаетесь другого мнения, поговорите об этом. Подумайте вместе над решением, вместо того, чтобы отвергать совет. Также принимайте и похвалы, так чтобы у вас создавалось благоприятное ощущение о собственной работе. Не принимайте ее как само собой разумеющееся, если руководитель никак не комментирует основные ваши достижения. Спрашивайте, почему так!

Научный руководитель хотел бы, чтобы Вы его чем-то удивили и стали экспертом в своей области

 Научный руководитель ожидает, чтобы Вы вдохновились своим исследованием и передавали свою энергию и энтузиазм людям, работающим с вами. Предполагается, что Вы станете экспертом по своей исследовательской теме и по окончании диссертации будете ориентироваться в ней лучше своего руководителя. От Вас ожидают внесения новых идей.

Вы вправе ожидать от руководителя хорошего знания в области исследований

 Ваш руководитель должен обладать хорошим знанием области исследований, в которой Вы работаете, и способностью понимать, что Вы делаете, и эффективно Вами руководить. Ваш руководитель должен быть в состоянии ввести Вас в экспериментальную работу.

 

Таблица 4.6. Станьте экспертом в своей области [1]

Наш совет: Если ваш руководитель не является экспертом в вашей исследовательской области или по специальной теме в ее рамках, узнайте, кто является таким специалистом, и как Вы можете связаться с ним. К тому же, Ваш научный руководитель может не быть персоной, к которой обращаются по технических проблемах в лаборатории. Поэтому не стесняйтесь обратиться за помощью к другим PhD-соискателям или исследователям, в опыте которых Вы нуждаетесь. По мере продвижения ваших исследований, следует ожидать смещения баланса в отношениях с вашим руководителем от отношений, в которых он дает указания и направляет вашу работу, к схеме, при которой Вы сами контролируете собственные действия. По мере овладения опытом, повышения степени вашей информированности и, возможно, увеличения навыков в специальных техниках, методах и областях исследования, Вы должны продемонстрировать успехи, которые Вы сделали. Не стесняйтесь рекламировать себя!

К началу страницы


4.3. Собрания группы


Собрания группы, с учетом лаборатории, могут служить различным целям. В группах с ярко выраженным проектным характером, они могут служить объединению индивидуальной работы членов команды, чтобы наблюдать и планировать появление проекта. В качестве альтернативы, они также могут служить в качестве форума для представления работы отдельных членов для всей группы. В идеале они могут вести к конструктивной критике или к новым видению/ подходу к вашим проблемам, а также могут быть началом передачи ноу-хау от опытных членов группы. В любом случае: хорошо подготовьтесь, имея в виду конкретные цели собраний группы в вашей лаборатории. Постарайтесь заинтересовать других в своей работе. Если это у вас удастся, Вы можете получить в ответ поддержку и интересные взгляды, но конечно, это будет Вас мотивировать. Более того, собрания группы являются отличной площадкой для научных дискуссий и хорошей подготовки к конференциям и workshops .

Рисунок 4.1. Как выдержать собрание группы

Рисунок 4.1. Как выдержать собрание группы.
Из книги “Piled Higher and Deeper” Джорджа Чема . www.phdcomics.com

К началу страницы


4.4. Работа в лаборатории


Вносите в журнал все, что Вы делаете в деталях. Вы не можете себе представить, сколько раз Вам потребуется обращаться к деталям ваших экспериментов и анализов, и сколько деталей Вы забудете. Делайте этикетки на всем – от образцов и дискет до папок и печатных данных или результатов, указывая при этом дату (иногда мы склонны переоценивать свою память…). Храните все свои данные в компьютерных файлах (списки, базы данных, текст), поскольку так Вам легче будет искать то, что Вам понадобится в будущем. Придумайте хороший логичный способ названия файлов и печатайте имена файлов в каждой печатной версии. Храните вторые экземпляры всех данных — причем было бы идеально их хранить в двух различных местах (Вы никогда не знаете, что может случиться!) [1]

К началу страницы


4.5. Безопасность в лаборатории


Вам следует сохранять свою молодость и активность. Узнайте возможные риски в своем окружении. Узнайте о лице, ответственном за лабораторную безопасность в вашем подразделении, в случае если он пока еще не связался с Вами (тексты информационного характера вы можете посмотреть на сайте http://www.custr.ch/ (на французском языке), или позвоните по телефону горячей линии службы безопасности EPFL (31999), где Вы можете получить очень много полезной информации.

Важно учитывать возможные риски, а также усвоить процедуры безопасности (ношение перчаток или очков, регулярное мытье рук и т.д.). Эти процедуры позволят вам противостоять естественному врагу всех людей, работающих в опасной обстановке: рутине. Неизбежно Вы будете утрачивать сознание риска с возрастанием опыта.

Помимо острых опасностей, Вы также должны осознавать «ползучие опасности» (например, длительное воздействие казалось бы безопасных химических веществ, радиации и т.п.)

К началу страницы


4.6. Работа ассистентом преподавателя

4.6.1. Краткий обзор школьной системы EPFL


Для лучшего понимания проблем и задач студентов, занимающихся по программе бакалавра (BSc) и магистра (MSc), Вам следует обладать некоторым знанием школьной системы EPFL :

Учебный год Учебный год подразделяется на два семестра по 14 недель каждый. Зимний семестр продолжается с октября по февраль. Летний семестр – с марта по июнь. Точные даты каждого семестра - смотри Академический календарь (http://daawww.epfl.ch/daa/sac/calacad.htm/).

Программы EPFL разработал свои программы в соответствии с Болонскими декларациями (en.wikipedia.org/wiki/Bologna_process). Студенты начинают свою университетскую карьеру с 3-х летней программы со 180-ю ECTS-кредитами (см. ниже) степени бакалавра (Bachelor degree), которая базируется на получении солидных основ в фундаментальных науках или в архитектуре. Вслед за этим следует программа степени магистра (Masters degree), продолжительность которой составляет от 1,5 до 2- х лет, от 90 до 120 кредитов по системе ECTS .

  • Бакалавр (3 года): Общее междисциплинарное образование с сильным акцентом на фундаментальные науки. Первый год завершается «предварительным экзаменом». Основной язык - французский.
  • Магистр (2 года): Общее образование, дополненное специализацией в одной или нескольких областях знаний. Предоставляется свобода выбора курсов из других Секций. Магистерская программа завершается написанием магистерской диссертации, которая может быть выполнена в исследовательском подразделении EPFL, в другом университете или в промышленности (однако всегда под ответственностью консультанта EPFL). Основной язык в большинстве случаев — английский.

Система «кредитов»: EPFL использует систему кредитов, совместимую с Европейской системой трансфера кредитов (European Credit Transfer System - ECTS). В общей сложности студенты EPFL должны получать 60 кредитов за академический год или 30 кредитов за семестр. Кредиты присуждаются только за пройденные курсы. В EPFL 14 часов обучения соответствуют одному ECTS-кредиту. Студенты по обмену должны договориться со своим родным университетом о количестве кредитов для получения в EPFL .

Система оценок: Каждый курс и проект оценивается по шкале от 0 до 6. Допустима оценка в «пол-пункта» (3.5, 4.5 и т.д.). Высший балл - 6, минимальный балл для прохождения курса - 4. Оценка 0 означает, что студент не выполнил курс. 1 дается как «утешительный приз», если студент по крайней мере посещал занятия, хотя и полностью провалил экзамен.

Экзаменационные сессии: Экзамены на некоторых курсах проводятся в течение семестра, но в большинстве случаев — в течение экзаменационной сессии, которая следует за семестром. Экзаменационных сессий в общей сложности три: «весенняя» (февраль), «летняя» (июнь/июль) и «осенняя» (сентябрь/октябрь). Точные даты экзаменационных сессий можно узнать из Академического календаря (http://daawww.epfl.ch/daa/sac/calacad.htm/). В течение этих периодов Вам возможно придется потратить дополнительное время для исправления результатов письменных экзаменов или в качестве «эксперта» на устных экзаменах.

Перерывы между семестрами - как правило, хорошая возможность полностью сконцентрироваться на своих исследованиях. Кроме того, Вы можете уехать на каникулы только в перерывах между семестрами.

К началу страницы


4.6.2. Советы ассистентам преподавателя


Обязанности ассистента преподавателя различаются в зависимости от курсов (решение задач или лабораторные занятия), а также в зависимости от профессоров и дисциплин, также различается количество времени, которое вам приходится тратить на них. Некоторые секции (к примеру, по химии) требуют определенного количества кредитов в качестве ассистента преподавателя (ТА) в дополнение к кредитам Докторской школы. В среднем Вы должны работать ассистентом около 1 дня в неделю. Если Вы тратите значительно больше времени, и в ваши обязанности вменяется формулировка наборов задач, составление решений к домашним работам или написание тестовых вопросов, Вы может быть взяли на себя слишком много обязанностей. Обсудите это с профессором и/ либо директором Докторской программы.

Объясните вашим студентам, что не следует приходить к Вам в офис без предварительной договоренности или установите часы приема. Помните, что вашим студентам потребуется больше времени и поддержки за несколько недель до экзаменов.

Предполагается, что Вы будете помогать профессору, но часто выступать в качестве буфера между профессором и студентами. Имейте в виду, что большинство студентов будут чувствовать себя более непринужденно, обращаясь к Вами, нежели с профессором. Иногда студентам покажется легче сдать экзамен Вам, чем профессору.

Не исключено, что предмет, преподаваемый в курсе, в котором Вы являетесь ассистентом, Вам хорошо знаком. Тем не менее, было бы хорошо, если бы Вам удалось посещать каждую лекцию. Это не только позволит Вам почувствовать каждодневный прогресс, но также и определить области, требующие более глубокого рассмотрения, либо которые интерпретируются несколько иначе, чем в период вашего обучения. Разумеется, такое посещение будет зависеть от вашей занятости.

Позиция ассистента преподавателя – это также хорошая возможность для углубления вашего понимания темы курса. Поэтому будьте инициативны в поисках курса, который отвечает вашим интересам, иначе вас назначат на такую преподавательскую должность, которую вы будете воспринимать потерей времени.

Рисунок 4.2. Шкала оценки студенческих работ

Рисунок 4.2. Шкала оценки студенческих работ.
Из книги «Piled Higher and Deeper» Йорга Шама (Jorge Cham ) www.phdcomics.com

Советы опытных ассистентов преподавателя

  • Имейте ввиду, что если вы нервничаете – это естественная реакция. Ваши студенты тоже наверно нервничают.
  • Расскажите студентам кое-что о себе, чтобы помочь «растопить лед»: откуда вы, ваши исследования и интересы, почему вам интересен этот курс.
  • Подготовьтесь к первому занятию тщательно. Будьте уверены в своих знаниях!
  • Вы не можете все знать! Если вы не знаете ответ, признайте, что вы не уверены. В большинстве случаев это очевидно, что вы не знаете то, о чем говорите. Обещайте найти ответ (и сдержите свое обещание), посоветуйте ссылку на источник, вернитесь на занятии для нового рассмотрения вопроса.
  • Создайте у студентов представление, что вы восприимчивы к предложениям и конструктивной критике.
  • Поддерживайте профессиональные отношения с вашими студентами. Не пытайтесь быть одним из них – ваша позиция исключает тесные отношения. Помните, что вы должны быть дружественным, но не быть другом!
  • Четко определите свои обязанности ассистента преподавателя с вашим профессором.

Многие ассистенты преподавателя, особенно в области естественных наук, отвечают за проведением лабораторных показов. Они также могут контролировать написание семестрового проекта.

Следующий общий перечень показывает обязанности, которые могут предполагаться этой должностью:

  • Определять трудные шаги и/ или непонятные инструкции.
  • Создавать параллели между теорией и некоторыми повседневными ситуациями или недавними исследованиями (например, приносить некоторые исследовательские статьи). Объясните, почему этот эксперимент является важным/ значимым.
  • Проводить лабораторный эксперимент самому. Так вы узнаете точно, что приводит к выполнению задания или упражнений.
  • Проверять оборудование, материалы (включая оборудование для обеспечения безопасности).
  • Знать, где расположено оборудование по оказанию первой помощи и на случай чрезвычайных ситуаций, и как оно работает (например, набор для обеспечения первой медицинской помощи, дезинфицирующий душ, огнетушитель).
  • Предоставить помощь, когда это необходимо (например, содействовать обучению, задавая вопросы, чтобы выяснять области путаницы / трудностей), но не выполнять работу за студентов.
  • Настойчиво требовать строгое соблюдение директив по лабораторной безопасности и быть уверенным, что студенты их понимают. Показывать хороший пример.

Некоторое время назад лаборатория EPFL должна была прекратить работу в результате серьезного взрыва. Это ваша обязанность - требовать соблюдение инструкций по безопасности (биологическая защита, общая безопасность). Как ассистент преподавателя Вы имеете много прямых контактов со студентами. В результате студенты могут обращаться к Вам, если испытывают трудности или находятся в эмоциональном кризисе. Их проблемы могут относиться к вопросам перемещения (например, переезд или возвращение в школу после длительного отсутствия), к семье, к взаимоотношениям, к оскорблениям, или к любым вопросам. В этом случае

  • Дать себе достаточно времени, чтобы выслушать.
  • Принимать проблему серьезно.
  • Сообщить студенту ваши личные лимиты и лимиты вашего времени.
  • Направить студента к подходящим ресурсам.

Ваш профессор может попросить вас выступить руководителем семестровой работы или магистерской диссертации. Хотя введение студента в курс дела может поглотить значительную часть вашего времени, Вы можете получить преимущество от его/ее работы ближе к окончанию, так как Вы можете включить его измерения или расчеты в свою собственную диссертацию. Разумеется, положительные эффекты для Вас становятся больше с увеличением продолжительности работы.

Вы можете быть заинтересованы в курсах, предлагаемых Центром исследований и поддержки образования и его технологий (Centre de Recherche et d’Appui pour la Formation et ses Technologies – CRAFT) http://craft.epfl.ch в рамках Докторской школы - http://craft.epfl.ch/Jahia/site/craft/op/edit/pid/30118:

  • Образовательные технологии (HP- 07)
    • Обзор теорий обучения.
    • Основные концепции образовательных технологий.
    • Детализация целей обучения.
    • Методы анализа заданий.
    • Индуктивные, дедуктивные и аналоговые методы.
    • Проблемно- и проектноориентированное обучение.
    • Недостатки вопросов с несколькими вариантами ответов.
  • Навыки проведения семинаров (HP -06)
    • Как повысить степень участия студентов.
    • Роль обратной связи.
    • Использование примеров.
    • Как создать/поддерживать интерес.
    • Как задавать вопросы; использование педагогических средств.
    • Как реагировать, когда снижается внимание/групповая работа студентов.
    • Подготовка студентов к занятиям.
    • Организация и достижение обратная связь в обучении.
    • Вербальная и невербальная коммуникация.
    • Как формулировать и определять цели.

Ссылки:

 

К началу страницы


4.7. Программы обмена


Если идет работа, например, над европейским проектом, может быть полезным сделать обмен с одним из университетов–партнеров на несколько недель или месяцев. Такого рода мобильность для соискателей степени PhD иногда планируется проектом и на эти цели отдельно устанавливается специальный бюджет. В большинстве случаев эти обмены организуются между университетами на двусторонней основе без каких-либо особых программ обмена.

Ссылки:

 

К началу страницы


4.8. Защита результатов исследований и трансфер технологий


Необходимо до разглашения или публикации новых или инновационных результатов обсудить вопрос их возможной защиты и потенциальной будущей коммерческой ценности со Службой трансфера технологий EPFL (Service des relations industrielles - SRI: http://sri.epfl.ch/en/page1080.html), а также с ответственным профессором.

  • Что такое защита в сравнении с публикацией?

Регистрация патентной заявки должна быть проведена ранее до любого публичного раскрытия (публикация, Интернет, плакат, конференция и т.п.) На самом деле, однажды став публичным, изобретение утрачивает свою новизну, которая является одним из основных условий его патентоспособности. Существует исключение в США, где период отсрочки допускает регистрацию в течении 12 месяцев после собственной публикации. Охрана потенциальных патентных прав, однако, в таких случаях ограничивается только США. Следует иметь в виду, если патентная заявка зарегистрирована, изобретение может быть опубликовано без утраты его новизны для охраны потенциальных патентных прав. Таким образом, хотя сохранение потенциальной ценности инновационных результатов путем регистрации патентной заявки полностью совместимо с потребностью ученого в публикации, тем не менее, необходимо делать это в правильном порядке!

  • Какие практические шаги?

Исследователи EPFL должны предоставлять информацию о своих изобретениях в Службу трансфера технологий (SRI) через «форму раскрытия изобретения», которую можно «загрузить» здесь http://sri.epfl.ch/page1222.html. Объявление об оригинальном новом программном обеспечении также может содержаться в «форме раскрытия программного обеспечения», которую Вы также сможете найти на этом сайте. До регистрации раскрытия изобретения, рекомендуем Вам связаться со Службой SRI для первоначальной краткой дискуссии с должностным лицом по трансферу технологий.

Служба SRI совместно с изобретателем и ответственным профессором оценивает изобретение (патентоспособность, коммерческий потенциал, право собственности, промышленные партнеры и т.п.) и вырабатывают, для каждого случая отдельно, соответствующую стратегию для защиты и трансфера технологий. Служба SRI также проверяет с Вами и вашей лабораторией, имеется ли договор на проведение исследований, связанный с вашей исследовательской работой, который в конечном счете ведет к передаче прав на результаты третьей стороне. Для любого процесса трансфера технологий эффективное сотрудничество между изобретателями, лабораторией и Службой трансфера технологий является ключевым фактором успеха. Регистрация патентной заявки - старт приключения по трансферу технологии, а не только результат больших исследований, так что SRI ожидает от Вас мотивации к активному участию в этом приключении.

  • Имеют ли право изобретатели на специальное вознаграждение в случае коммерческого использования?

Да! Изобретатели, имеющие работу в EPFL, имеют право на долю чистого дохода, получаемого EPFL в результате коммерческого использования изобретения компанией или start-up , которые подписали соглашение с EPFL. Обычно такой доход распределяется следующим образом: после вычета любых всех внешних расходов на регистрацию патента и лицензирование: одна треть изобретателям, одна треть Лаборатории и одна треть EPFL.

  • Необходимость поддержки для дальнейшего развития новой идеи?

В процессе инноваций и трансфера технологий иногда требуется этап дополнительных разработок, чтобы достичь более высокой степени проработки идей и оценить потенциал реализации и коммерческую ценность полученных результатов. EPFL-VPIV предлагает различные виды поддержки инноваций, которые могут оказаться полезными, чтобы приблизить внедрение ваших новых технологий. Более подробную информацию см. http://vpiv.epfl.ch/VPIV-en.htm

  • Вы готовы обсудить создание компании start-up?

Если Вам требуется поддержка, чтобы сделать набросок вашей первой бизнес-идеи или бизнес-плана, чтобы больше узнать о предлагаемых возможностях помочь Вам в создании компании, Вам следует связаться с командой инструкторов научного парка (PSE) в кампусе EPFL. Команда SRI также полностью открыта для обсуждений с Вами проекта вашего start-up, и возьмет на себя вопросы трансфера технологий EPFL и прав на интеллектуальную собственность вновь созданной компании start-up. SRI также проконсультирует нормативно-правовым актам в тех случаях, если Вы работаете в EPFL и в компании start-up или если эта компания start-up намерена использовать возможности EPFL.
См. http://www.parc-scientifique.ch/PSE/coaching/coaching.php

  • Вы интересуетесь инновационным процессом и трансфером технологий?

Если Вы интересуетесь инновационным процессом, патентованием, лицензированием и трансфером технологий, Вы можете рассмотреть возможность подачи заявки на участие в курсе «MINT» (код HP-02: управление технологическими инновациями; 3 кредита ECTS), который читается ежегодно в рамках основных курсов Докторской школы http://phd.epfl.ch/page55523.html. Этот курс читает профессор Палтенджи (Paltenghi) при участии команды SRI . Вы также получите доступ к практической информации и практическому опыту в этой области, а также возможность изучать реальные примеры в группе. Курс специально предназначен для молодых ученых, с целью сориентировать их в сложной, но интересной деятельности — от изобретения к успешному трансферу технологий.

К началу страницы


4.9. Публикация результатов


На самом деле все просто - написание журнальных статей ускоряет завершение диссертации, с другой стороны окончательная рукопись диссертации сильно помогает вам при написании сопутствующих статей.

Мы настоятельно рекомендуем Вам опубликовать некоторую часть вашей работы в специализированном журнале еще в период работы над диссертацией. С одной стороны, это побуждает Вас лучше сформулировать и организовать ваши идеи. С другой стороны, это снижает риск, что исследователь, работающий в другом месте над аналогичной темой, опубликует свою работу раньше вас и вся честь открытия достанется ему. Публикуя свою работу, Вы постепенно получаете признание в более широком исследовательском сообществе. Кроме того, возникает обратная связь с экспертами, не связанными с вашим научным руководителем и исследовательской группой; такая связь в значительной степени дает вам уверенность и способствует развитию вашей диссертации.

Если по каким-либо причинам это невозможно, то Вам следует незамедлительно это сделать после защиты, поскольку после устной защиты у Вас возникнет естественная причина для разочарования, и Вы рискуете никогда не притронуться к своей рукописи. Это ошибка! Во-первых, это приводит к остановке процесса исследований, а, кроме того, Вы мешаете другим людям получать знания на основании вашей работы. Кроме того, не публикуя свою диссертацию, Вы нанесете ущерб собственному резюме (CV). Наконец, представление и публикация работы поможет Вам в трудоустройстве как сейчас, так и на последующем этапе. Это особенно справедливо, если Вы хотели бы получить должность постдокторального научного сотрудника, либо если планируете академическую карьеру.


Передавать это на рассмотрение — опубликовать это позже С точки зрения распространения результатов исследований было бы идеально представить ваши открытия группам профессионалов, и получить их ответную реакцию, учесть их мнение в собственном представлении о своих исследованиях, а потом подготовить официальное представление для публикации [7].


Презентация на конференции Постарайтесь представить доклад или постер (стендовое сообщение) на конференции. Конференции являются прекрасной возможностью встретиться с другими PhD а также вашими «легендарными» профессорами. Встреча с людьми, работающими над одним и тем же предметом, всегда очень стимулирует. Вы станете частью научного сообщества и Ваша мотивация резко возрастет. Вы встретите людей, которые будут Вашими коллегами, или даже, возможно, пригласят Вас на работу - позже.


Разумеется, ораторами не рождаются и многим людям прежде необходимо овладеть навыками ораторского искусства. Возможность потренироваться в публичном выступлении вам предоставляет Toastmaster Club EPFL - http://epfl.toastmasters.ch/. Вы также можете практиковаться, представляя ваши результаты на групповых заседаниях.

Взносы за участие в конференциях, отель и транспорт обычно оплачиваются вашей лабораторией. Если ваша конференция проводится за рубежом, заранее свяжитесь с соответствующим посольством для выяснения формальностей въезда и сообщите организатору конференции о порядке получения визы.

Департамент информационной поддержки EPFL предоставляет услуги по изготовлению постеров форматом до А0. Подробную информацию (на французском языке) можно получить по адресу: http://slwww.epfl.ch/SIC/SL/servdist/HP1055CM.html. Не оттягивайте печать постера до последнего дня перед конференцией (помните о законах Мерфи!).

Рисунок 4.3. Ваш первый доклад на конференции

Рисунок 4.3. Ваш первый доклад на конференции.
Из “Piled Higher and Deeper” by Jorge Cham ( Йорге Чэм ), www.phdcomics.com

 

Публикация в журнале Существует определенный рейтинг среди различных журналов, который может быть измерен фактором влиятельности (http://en.wikipedia.org/wiki/Impact_Factor). В принципе, чем выше этот фактор, тем труднее опубликоваться в соответствующем журнале. Ваш научный руководитель на основании своего опыта, определит журнал, который лучше всего подойдет для публикации вашей работы. Поскольку приблизительно 80% материалов, представленных в лучшие журналы, отвергаются редакцией, разумно предположить, что ваш первый материал постигнет такая же участь [7]. Даже если материал не отвергнут, то вполне вероятно, что он вызовет критику. Будьте готовы к этому. Начинающие авторы часто реагируют на такую критику, чрезмерно гневаясь, либо впадая в депрессию.

Всегда легче опубликовать статью в материалах конференции, чем в специализированных журналах; вы можете начать с публикации в сборнике конференции, но не довольствоваться написанием только таких публикаций (см. выше).

 

Курс (Научные коммуникации) Мы можем рекомендовать вам следующий курс, организованный CRAFT в рамках Докторской школы http://craft.epfl.ch/Jahia/site/craft/op/edit/pid/30118 .

  • Scientific communication ( Научные коммуникации ) (HP -08)

    - планирование и подготовка научной беседы,
    - выбор, организация и структура содержания,
    - разработка подходящего и привлекательного визуального и письменного материала,
    - улучшение коммуникативных навыков,
    - применение базовых правил и практики редактирования научных статей,
    - будьте готовы к дискуссии/ вопросам по окончании научной беседы.

К началу страницы


4.10. Годовой отчет


Каждый год Вы должны будете представлять годовой отчет вашему научному руководителю. В отчете следует кратко обобщить достигнутые результаты, очертить потенциальные проблемы и предоставить откорректированный план работы на оставшееся время.

При написании отчета старайтесь быть как можно более честными, и не пытайтесь затуманить проблемы и сложности: в конечном счете, это обернется против вас.

Научный руководитель диссертации направляет свои письменные комментарии к докладу в Докторскую программу. Если в докладе имеются критические пункты, комиссия и научный руководитель обсуждают ситуацию с этим соискателем и формулируют предложения для Вице-президента по научной работе, который принимает решение и информирует о нем соискателя ([5], статья 14).

К началу страницы


4.11. Написание диссертации

Продолжительность написания диссертации может составлять от 2 до 8 месяцев, в зависимости от предшествующей подготовки. Минимальная продолжительность означает, что все расчеты завершены и полностью проанализированы, и что некоторые разделы уже имеются в форме доклада или журнальной статьи.

Аннотация к работе дает краткое представление о предмете, целях, способе исследований, о гипотезах, а также использованных методах, основных результатах и авторском заключении. В идеале, аннотация должна составлять 1 страницу и не превышать двух страниц.

В введении описывается современный уровень науки и техники и приводится большая часть сносок. Ресурсы для сносок (Web of Science , Webspirs, и т.д.) можно найти на сайте библиотек EPFL libraries - http://library.epfl.ch/ .

Основной текст обычно сопровождается введением, нередко коротким, в котором описывается предмет исследований, цели, которые вы ставите перед собой и структура документа. В основной части содержатся все результаты, приводится их анализ и обсуждение. Обычно ваш раздел «обсуждение» также включает комментарии относительно всех возможных будущих сфер деятельности.

Обдумывая заключение, постарайтесь играть роль «адвоката дьявола» и предвосхитить критику. Не забудьте также показать читателю промежуточные шаги вашей логики. Вопреки возможным предположениям, заключение содержит не только сделанные вами выводы. В нем содержится краткий обзор всей работы: объект, цель исследования, задачи, выбранная методология, главные предпринятые действия, основные результаты, и наконец, выводы, которые вы можете сделать на их основе. При написании заключения, имейте в виду, что после окончательного представления работы большинство читателей ознакомится только с аннотацией и заключением.

Пользуйтесь программой Latex (http://www.latex-project.org/), а не Microsoft Word, так Вы сможете избежать многих трудностей. Эта программа позволит вам сосредоточить свое внимание на содержании, а не на форматировании, и окончательный результат будет выглядеть явно более привлекательным с графической точки зрения. Если вы работаете в Windows, то рекомендуем воспользоваться бесплатным программным обеспечением MikTex (http://www.miktex.org/), а также редакторской программой WindEdit http://www.winedt.com/ (она не бесплатная, но может быть загружена с сайта DISTRILOG http://distrilog.epfl.ch/).

Рисунок 4.4. Будьте осторожны с благодарностями

Рисунок 4.4. Будьте осторожны с благодарностями.
Из книги “Piled Higher and Deeper” Йорга Чэма (Jorge Cham)

Для начала мы рекомендуем Вас спросить кого-либо из членов группы, кто недавно написал свою диссертацию в программе Latex, о том, каким шаблоном они пользовались.

Прежде чем представить свою диссертацию, ее должен прочитать и откорректировать Ваш научный руководитель. Прежде чем Вы приступите к написанию работы, Вам следует согласовать с руководителем ее оглавление. Для внесение поправок мы рекомендуем представлять научному руководителю по отдельности каждую главу диссертации. В этом случае Вы уже получите более раннюю ответную реакцию. Не обижайтесь, если руководитель не представит вам свои поправки немедленно: вероятно, он занятой человек.

Приближаясь к концу работы, отведите несколько дней, чтобы внимательно перечитать свою диссертацию. Также рекомендуется сделать небольшой перерыв перед просматриванием еще раз своего текста «на свежую голову». Не представляйте диссертацию, написанную плохим языком или содержащую множество опечаток: это создает негативное впечатление о работе.

Литература по написанию научных текстов:

  • Janice R. Matthews, John M. Bowen, Robert W. Matthews (2001) Successful Scientific Writing. A Step-by-Step Guide for Biometric Scientists, Cambridge University Press, 2 edition.

К началу страницы


4.12. Запись на экзамены


Примечание: частная защита (экзамен) проводится не ранее, чем через 1 год после принятия плана исследований. Вас также попросят оплатить экзаменационный сбор в размере 1200 швейцарских франков в пользу SAC ([5], статья 18).

К началу страницы


4.13. Выбор диссертационной комиссии

Диссертационная комиссия выбирается научным руководителем, но, как правило, он обсуждает свой выбор прежде всего с Вами. Он может также передать Вам некоторые административные функции, включая установление даты устного экзамена, размещение членов диссертационной комиссии из других городов, и т.д.

О точных правилах состава диссертационной комиссии, а также связанных с этим административных процедурах см. ([5], статья 19).

Примечание: Вы должны сообщить состав диссертационной комиссии через SAC директору вашей Докторской программы не позднее, чем за 6 недель до даты устного экзамена.

К началу страницы


4.14. Представление рукописи


Рукопись вашей диссертации, одобренная научным руководителем, представляется в Академическую службу (SAC) не менее, чем за 22 рабочих дня до даты устного экзамена ([5], статья 17). Требуемое количество экземпляров составляет по одному для каждого эксперта (включая вашего научного руководителя) плюс один экземпляр для Академической службы.

К началу страницы


4.15. Устная защита диссертации (закрытый комитет)


В отличие от практики соседних европейских государств, в EPFL частная и публичная часть защиты диссертации разделены. Преимущество такого правила в том, что ваша семья и родственники не оказывают влияния на членов диссертационной комиссии (представьте свой провал на защите перед всеми членами семьи!). Неудобство для Вас - Вы обязаны готовить две различные презентации, поскольку аудитория на частной и публичной защите очень разные.

Устная защита диссертации по сути представляет собой обсуждение среди членов диссертационной комиссии (с вашим участием) и обычно начинается вашей вводной презентации (к примеру, в Powerpoint ). В большинстве случаев обсуждение является обменом вежливыми замечаниями и нередко эксперты с неподдельным любопытством получают Ваши ответы на интересующие их вопросы. Точная продолжительность вашей презентации должна быть установлена с председателем диссертационной комиссии, но обычно составляет 30 минут. После презентации следует один или два раунда вопросов, при этом каждый эксперт задает по 3-4 вопроса.

В случае, если все удовлетворены, вас просят покинуть комнату, и тем временем диссертационная комиссия переходит к обсуждению и составлению отчета об экзамене. Общая оценка включает оценку рукописи и вашего устного представления.

Помните, завершение диссертации в некоторых отношениях является обрядом посвящения. Это момент окончательного расставания со студенческим миром и вступление в мир ученых. Частная защита не только служит для проверки вашего постижения науки, но также насколько Вы заслуживаете включения в научное сообщество.


Накануне: Есть несколько подготовительных процедур, которые необходимо предпринять перед днем X . Узнайте, какова сфера деятельности экспертов комиссии, если к этому времени Вы не знакомы с ними лично. Посетите их страницу в Интернет и «скачайте» несколько типичных публикаций. Так Вы получите представление об их стиле работы, а также о характере вопросов, которые они могут задать вам.

Неплохая мысль организовать пробную презентацию перед несколькими членами вашей лаборатории несколькими днями ранее, быть может, в той же комнате и с тем же оборудованием (ноутбук и мультимедийный проектор), которым Вы воспользуетесь во время экзамена.


День X : Последние четыре года вы работали ради дня X . Совершенно естественно, если в этот день Вы будете испытывать некоторое волнение. Возможно, ваш научный руководитель также будет взволнован. Провал на защите происходит в крайне редких случаях и только тогда, если прежде не сработало несколько предохранительных механизмов. То обстоятельство, что научный руководитель допустил Вас к защите, означает, что он убежден, что Вы к ней основательно подготовились и Вы пройдете.

Вы обладаете преимуществом знания комнаты, где будет происходить экзамен, и можете, как вам угодно, приспособить ее к своим потребностям. Если столы и стулья перемещаемые, мы советуем вам расположить их амфитеатром. Это создает зрительный контакт между экспертами и способствует созданию своего рода социального контроля, если какой-либо из экспертов настроен злонамеренно.

 

Помимо многочисленных целенаправленных вопросов или критики по вашей работе, обычные (общие) вопросы по устной защите могут быть следующими [7]:

  • С какими проблемами вы столкнулись в ходе своего исследования? Какие ограничения они накладывают? Как бы вы скорректировали их в ваших дальнейших исследованиях?
  • Как бы вы могли улучшить эти измерения?
  • Какая современная теория или модель наилучшим образом объясняет Ваши полученные данные?
  • Как бы Вы объяснили расхождения между Вашими данными и данными Д-ра X ?
  • Какой вклад Ваше исследование могло бы внести в научную литературу?
  • Какое бы исследование по логике могло бы стать продолжением данного исследования?
  • Если бы Вам пришлось заново выполнить ваше исследование, обладая неограниченными ресурсами, как бы Вы его провели?

 

В ходе защиты старайтесь сохранять спокойствие и держаться уверенно. Помните: Вы лучше других знаете свой предмет!

 

В случае провала экзамен можно сдать повторно ([5], статья 25)

К началу страницы


4.16. Представление окончательной печатной версии


После экзамена обычно требуется обязательное внесение нескольких незначительных обязательных исправлений в рукопись.

Примечание: Подлинник окончательной версии следует представить в «Академическую службу» ( SAC ) не позднее, чем через 1 месяц после безоговорочного принятия диссертации ([5], статья 29)


Ссылки
:

К началу страницы


4.17. Публичное представление диссертации


Характер публичного представления диссертации полностью отличается от устной защиты диссертации. В этом случае Вам предстоит выступить перед очень смешанной аудиторией, состоящей из сотрудников института, членов семьи и друзей. Вам следует упростить предмет вашей диссертации, однако, не заходя слишком далеко, чтобы достичь компромисса. Мы предлагаем Вам начать с совершенно общих и простых вопросов и наращивать сложность к концу выступления, для того, чтобы доставить несколько головоломок для хорошоинформированных сотрудников института.

Почему бы не включить элементы практической демонстрации, файлы автозагрузки в вашу презентацию.

Примечание: период между устной защитой диссертации и публичной защитой должен составлять от 3 недель до 6 месяцев ([5], статья 27). Для получения диплома соискатель обязан вручить оригинал окончательной исправленной версии в SAC .

Курсы CRAFT предлагает Вам интересный курс:

  • Как подготовиться к публичной защите (на французском языке)

К началу страницы


4.18. Литература


Если Вы хотите ознакомиться с дополнительной литературой, посвященной искусству написания диссертации и соответствующему предмету, Вашему вниманию предлагается список трудов на французском и английском языках.

  • Beaud, M & Latouche, D.,(1988) ‘L’art de la these’,
    Boreal-Quebec.
  • Chasse D. & Pregent, R., (1990), ‘Preparer et donner un expose: guide pratique’,
    Edition de l’Ecole polytechnique de Montreal.
  • Cone, J.-D. & Foster, Sh.-L., (1993), ‘Dissertations and theses from start to finish: psychology and related fields’,
    American Psychological Association - Washington.
  • Fresnel, E., (1999), ‘Le trac’,
    ed. Solal - Marseille.
  • Tim, Hindle, (1998), ‘Parler en public’,
    Mango pratique - 101 trucs et conseils.
  • Jones, Hughes & Launchbury, (1993), ‘How to give a good research talk’,
    ACM Sigplan Notices, Vol. 28, n 11, november 1993.
  • Pregent, R., (2001), ‘L’encadrement des travaux de memoire et de these’,
    Presses internationales, Polytechnique, Montreal.

К началу страницы


© ACIDE EPFL, 2005
© uni-CH.RU, составление, 2006
© uni-CH.RU, перевод с английского, 2006


© uni-CH.RU 1999-2006 | info@uni-ch.ru | 22.11.2006

  ???????@Mail.ru   Rambler's Top100