Rambler's Top100 Russian / Francais / English
Первый русский гид по университетам Швейцарии

Федеральная политехническая школа Лозанны

 
 
6. Как успешно справиться с миром исследований?
 

6.1. Управление диссертацией


Докторская диссертация обычно начинается с большой долей энтузиазма и любопытства. Вероятная проблема, которая может возникнуть в начале - это чувство некомпетенции. Вы работаете над новой темой и в другом окружении, и Вы можете бессознательно сравнить себя с экспертами в этой области. Имейте в виду, чтобы стать таким экспертом необходимо некоторое время. Никто не требует от Вас все знать в самом начале. Не торопитесь, изучите новые методы, прочтите книгу или прослушайте курс лекций, если это необходимо. Идите шаг за шагом, и если какой-то шаг кажется непреодолимым, просто разделите его на несколько более мелких и легких шагов.

Важно периодически определять новые цели. Пометьте промежуточные шаги, которые позволят Вам достигать ваших целей с соответствующими сроками. Время от времени Вы должны самокритично оценивать ваши успехи перед определением новых целей. Зачастую люди склонны быть безжалостными, когда оценивают самих себя. Научитесь также признавать свои усилия, успешную работу и дайте себе небольшую вознаграждение после прохождения важного этапа.

К началу страницы


6.2. Вы говорите - проблемы?


Важно помнить, что практически все сталкиваются с более или менее сложными проблемами во время их обучения в докторантуре. Вы решили расширить границы знаний по специальной и сложной теме. Если бы то, что Вы должны достичь, было настолько просто, это было бы давно открыто. Также многие подходы, используемые в науке, в основном являются интеллектуальными версиями известного метода «проб и ошибок». Поэтому абсолютно нормально, что Вы сталкиваетесь с различными проблемами, подобно, например, проблемам с вашей установкой, вашими образцами или вашей моделью. Это можно проиллюстрировать хорошей цитатой:

"Если мы знали, что мы делали, это бы не называлось исследованием, не так ли?"
(Альберт Эйнштейн)

Многие кандидаты начинают докторантуру с энтузиазмом по отдельным темам. Это очень похвальное отношение, и хотя это Вам сильно поможет на начальном этапе диссертации, это не сможет предотвратить Вас временами от разочарований и ненависти к теме диссертации во время ее написания.

В дополнение к проблемам, связанным с работой, многие студенты-докторанты жалуются на личные проблемы с их руководителями и/или коллегами. Зачастую они взаимосвязаны. Если Ваша исследовательская деятельность проходит гладко и дает выдающиеся результаты, мало причин для внутренних трений. Тем не менее, если Вы застряли в ваших исследованиях по техническим причинам, потому что качество образцов недостаточное или потому что Вы просто на неверном пути, в таком случае отношения с руководителем, как правило, будут страдать. Это лежит в человеческой натуре: есть ошибка, ищи виновного.

Хотелось бы подчеркнуть следующий важный момент: в случае проблем, попытайтесь осознать свою собственную ответственность (и что более важно, это Ваша свобода действий) вместо того, чтобы перекладывать ее на руководителя. Не забывайте, это как раз в интересах руководителя, чтобы Ваша диссертация завершилась без помех . В конце концов его/ее имя и репутация связаны с Вашей диссертацией. Но это Ваша диссертация, Вам небходимо захватить инициативу.

Если Вы столкнулись с большими проблемами, не держите страхи и беспокойства в себе и не ждите слишком долго с обращением за возможными решениями.

Первая возможность – поговорить об этом с хорошим коллегой из Вашего института за чашкой кофе. Четкая формулировка проблемы поможет Вам яснее ее представлять в голове. Более того, Вы удивитесь, что подобная ситуация возникала и у Вашего коллеги. Если это тот случай, Вы можете воспользоваться его/ее опытом для решения проблемы. Вторым шагом может быть Ваш прямой разговор с руководителем. Несмотря на трудность, прямой подход - самый эффективный. Если тем не менее ваш руководитель не принимает проблему всерьез или блокирует общение, Вам следует немедля искать профессиональную помощь.

На всех докторских программах существует директор докторской программы и комиссия, которые будут пытаться Вам помочь с вашими проблемами. Вы можете также обратиться напрямую к директору программы, а те, кто не зачислен в кадры Докторской школы – к заведующему отделения. Помните также, что ACIDE с многолетним опытом всегда здесь, чтобы помочь Вам. Если пока никто не может помочь Вам, служба посредничества и психологическая поддержка могут Вам помочь в таких случаях.


Да, обучение в докторантуре определит Вашу жизнь на последующие четыре года и поэтому оно важно. Несмотря на то, что во время обучения в докторантуре что-нибудь пойдет не так, не паникуйте и не впадайте сразу в депрессию, а взгляните на это с хорошей стороны и улыбнитесь!

К началу страницы


6.3. Сеть (Networking) – не оставайтесь в одиночестве


В настоящее время существует два типа сетей - связей и знакомств (Networking): частная сеть и профессиональная сеть. Обе они чрезвычайно важны. Частные сети много способствуют Вашему хорошему самочувствию и личному развитию. При работе над диссертацией Вы раздвините интеллектуальные границы. Пытайтесь развивать свои личные качества наравне с взаимодействием с многими другими людьми. На самом деле не имеет значения, предпочитаете ли Вы выпить с друзьями, играть в музыкальной группе или записаться в спортивный клуб. Важно лишь иметь дела, не связанные с работой. Окружение EPFL предоставляет Вам уникальную возможность встретить людей из разных стран и разных культур. Вам решать, извлечь из этого пользу или нет.

Многие люди противятся идее сети, поскольку они ассоциируют ее с «карьерными играми», «знакомство с правильными людьми». Но правда состоит в том, что люди, которые не учатся заводить знакомства, менее подают надежды на успех. Любые исследования критически зависят от интенсивных и непрерывно развивающихся коммуникаций среди людей, занятых в связанных проектах. Использование сети контактов (Networking) не может быть заменой для хорошего исследования, но и хорошее исследование не может стать заменой связей и знакомств. И если Вас не ждет никакое сообщество, Вы должны пойти и создать его – один человек в данный момент времени.

Узнайте о профессиональных сообществах, к которым Вы можете присоединиться (напр. The Institute of Physics (http://www.iop.org/), Biomedical Engineering Society (http://www.bmes.org/), ACIDE (http://acide.epfl.ch/) и др .). Обычно Вы должны заплатить членские взносы, но взамен Вы приобретете много пользы для себя. Последнее, но не менее важное, профессиональная сеть повышает Ваши шансы быстро найти работу после докторантуры.

Ссылки:

К началу страницы


6.4. Активное участие


Давайте включайтесь! Обучение в докторантуре предполагает принятие активной роли. Речь больше не идет о пассивном впитывании знаний, подготовленных профессором в подходящем количестве бит. Вы больше не пассивный и неизобретательный «обозреватель» организации и жизни EPFL. У докторантов есть много возможностей оказывать влияние на уровне лаборатории, института и даже школы. Обычно довольно легко и полезно быть избранным докторантом- представителем в различных комиссиях и ассоциациях (напр., ACIDE ).

Активно участвуйте в общественной жизни вашей лаборатории. Вы быстрее почувствуете себя комфортнее с вашими коллегами. Посещайте семинары, презентации диссертаций, коктейли, ‘apero’, ‘verree’. Ваши коллеги оценят это и в ответ охотно помогут Вам с вашей технической проблемой в лаборатории. Кстати, хорошим местом для кружки пива после работы является Satellite (почему бы не посетить один из концертов, кабаре и т.д., которые регулярно здесь проходят).

К началу страницы


6.5. Как управлять стрессом?


Следущий раздел воспроизведен с разрешения Language and Learning Skills Unit Университета Мельбурна [9].


Что такое стресс?

Стресс возникает, когда человек должен реагировать на трудные ситуации. В качестве докторанта Вы можете испытывать стресс, пытаясь удовлетворить собственные запросы и запросы вашего окружения, обманывая другие вещи, присутствующие в вашей жизни. Большинство докторантов озабочены тем, чтобы сделать как можно лучше, и если не происходит как планировалось, их ожидания могут стать источником стресса.

Важно понять, что стресс это нормальная часть каждодневной жизни и последствия стресса не всегда отрицательные. Степень стресса может мотивировать и стимулировать, и все мы преуспеваем при определенном количестве стресса.

В идеале не надо устранять стресс, но надо определить его оптимальный уровень, который будет мотивировать, а не подавлять. Если Вы постоянно превышаете ваши допустимые пределы стресса, то результатом будет утрата хорошего самочувствия или заболевание.


Находитесь ли Вы под чрезмерным стрессом? Рассмотрите следующее:

  • Вы расстроены или чувствуете крушение планов?
  • Вы озабочены или напряжены?
  • Часто Вы теряете контроль, становитесь раздраженным или враждебным?
  • Вы чувствуете себя утомленным, уставшим или измождённым?
  • У Вас проблемы со сном?
  • У Вас проблемы с концентрацией, запоминанием или принятием решения?
  • Вы испытываете нервная дрожь в желудке, нехватку дыхания или проблемы с пищеварением?

Если Вы испытываете любой из этих симптомов стресса, Вам необходимо снизить стресс в Вашей жизни и/или повысить Ваше умение управлять стрессом.


Управляемый стресс

Есть два основных пути понижения стресса: изменить ситуацию, вызывающей стресс, или изменить Ваш ответ на ситуацию. Легче сказать, чем сделать и то, и другое. Но следующие стратегии помогут.


Не игнорируйте недомогание

Узнайте ситуации, которые являются стрессовыми для Вас и зарегистрируйте Ваши физические и эмоциональные реакции. Попытайтесь точно определить, что окружает ситуацию, которая является стрессовой для Вас. Как только Вы узнаете это, Вы можете работать над управлением как этих ситуаций, так и отрицательными последствиями, которые они на Вас оказывают.


Определите, что Вы можете изменить в стрессовой ситуации

Можете ли Вы избежать фактор, вызывающий стресс, или уменьшить его интенсивность, управляя им различными способами? Например, Вы можете снизить экзаменационную панику, уделив больше времени подготовке и повторению; Вы способны ограничить беспокойство перед письменной работой, планируя более тщательно задания и делая подробные заметки.


Работайте над снижением интенсивности своих эмоциональных реакций на стресс

 Превращаете ли Вы сложную ситуацию в катастрофу, реагируя слишком остро? Старайтесь сдержать чрезвычайные реакции, учитывая последствия событий. Не сосредоточивайте внимание на негативном и на предположениях «что бы было, если»; лучше попытайтесь увидеть подлинную сущность ситуации.


Учитесь сдерживать свои физические реакции на стресс

Применяйте релаксацию. Медленное, глубокое дыхание приведет в норму сердечный ритм и дыхание. Приемы релаксации и растяжения снизят мышечное напряжение. Вы можете обратиться за медицинским советом, если стресс неблагоприятно влияет на Ваше здоровье.


Создайте физические резервы

Включите упражнения аэробики в Ваш дневной распорядок. Ешьте хорошо сбалансированную пищу; избегайте кофеина, алкоголя и наркотиков; сократите употребление рафинированного сахара. Старайтесь спать, по крайней мере, 7 часов в день. Уделяйте каждый день время релаксации; принимайте теплые ванны; совершайте прогулки пешком; играйте с домашними животными; мечтайте, занимайтесь йогой или любой деятельностью, которую Вы находите расслабляющей.


Поддерживайте свои эмоциональные резервы

Уделяйте время воспитанию в себе взаимно поддерживающие дружелюбие и взаимоотношения. Выберете того, кому Вы можете доверять и говорить о вещах, которые Вы находите стрессовыми. Следуйте реалистичным целям, которые имеют значение для Вас; делайте то, что Вы делаете хорошо. Ожидайте некоторые срывы и провалы и вспоминайте как Вы справлялись с решением таких ситуаций в прошлом.

К началу страницы


6.5.1. Понижение стресса


Пересмотрите свое расписание

Если несколько заданий должны выполняться одновременно или Вы должны готовиться к экзаменам, Вам может понадобиться пересмотреть время, отведенное университетским делам, передвинуть социальные или рабочие обязательства, либо Вы можете рассмотреть обращение с просьбой об удлинении срока.


Установите приоритеты своих работ

Составьте список того, что Вы должны сделать и решите, какие задачи абсолютно ДОЛЖНЫ быть выполнены. Перечислите их в порядке важности. Вы можете обнаружить некоторые задачи, которые Вы можете вычеркнуть из своего списка, не подвергая риску свои общие результаты. Пересмотрите сроки исполнения и крайние сроки и с учетом этого определите наилучший порядок, чтобы приняться за самые важные задачи.


Сосредоточьтесь на одной главной задаче в данный момент времени

Не пытайтесь делать все в одно время. Например, спланируйте завершить одно задание или лабораторный отчет и передайте его перед тем, как сосредоточиться на следующем задаче в своем списке. Определите необходимые этапы выполнения каждой задачи и спланируйте, как Вы завершите ее в выделенный интервал времени, что позволит Вам закончить всю работу в срок.


Отбросьте перфекционизм

Позвольте себе изменять стандарт Вашей готовой работы. Совсем неважно, чтобы все было идеально. Решите, какие задания Вы хотите выполнить наилучшим образом, а какие можно назвать завершенными, когда они «достаточно хороши». Помните, что академические результаты отражают лишь количество и качество вашей работы, а не самих себя.


Управление сильным стрессом

Несмотря на то, что с вышеуказанными техниками и приемами Вы можете избежать (когда серьезно этим заниматься) ежедневный стресс, существуют ситуации (такие как доклады на своей первой конференции или устная защита диссертации), в которых может оказаться полезным применение известных приемов для понижения стресса, таких как упражнения по визуализации или общему расслаблению (visualisation or general relaxation exercices).

Служба подготовки персонала (Service de formation du Personnel) регулярно проводит курсы по управлению стрессом. Посетите их сайт http://sfp.epfl.ch/!

Ссылки:

Дополнительная литература:

A. Woodham and D. Peters, The Encyclopedia of Complementary Medicine, Dorling Kindersley

К началу страницы


© ACIDE EPFL, 2005
© uni-CH.RU, составление, 2006
© uni-CH.RU, перевод с английского, 2006


© uni-CH.RU 1999-2006 | info@uni-ch.ru | 22.11.2006

  ???????@Mail.ru   Rambler's Top100