Russian / Francais / English
Первый русский гид по университетам Швейцарии
 

Публикации в швейцарской прессе

FNS Horizons

Что делает философ, когда он философствует?

Философия - одна из редких дисциплин, предлагающих противоречивый образ, колеблющийся между уроками жизни и абстрактной терминологией. Разберемся вместе с философом из Фрибурга Джанфранко Солдати.

 

Проф. Джулиано Боноли (Giuliano Bonoli), Институте высших исследований по государственному управлению (l’Institut de hautes etudes en administration publique, Idheap) в Лозанне

Читайте также:

Когда кто-нибудь утверждает, что отправляет должность философа, он часто вызывает замешательство у своего собеседника. В любом случае большее, чем если бы он сказал, что является юристом. В самом деле, все знают, что юрист изучил право, и более или менее ясно представляют себе, что охватывает его профессиональная деятельность. Другое дело с философом.

"Вы хотите знать, чем я занимаюсь на самом деле?", - отвечает Джанфранко Солдати (Gianfranco Soldati) на неуверенный вопрос посетителя, который просит его описать свою область исследований. Философ улыбается, сидя за столом перед чашкой чая и кусочком пирожного, в своем маленьком очень скромном бюро Университета Фрибурга. "Возьмем метафизику", - объявляет он, беря в качестве примера красный карандаш, лежащий перед ним. "Помимо прочего, метафизика занята общими понятиями, при помощи которых можно описать предмет. Но только когда я знаю, как я могу описать предмет по отношению к другому, я начинаю понимать его суть. Вот этот красный карандаш идентичен тому, который лежит на столе или нет? И если нет, то почему?"

"Он не идентичный, так как он более длинный", - отвечает посетитель. «Вы говорите так только потому, что перед Вами два карандаша, - возражает философ. Представим, что Вы выходите на минуту, и что я спрашиваю Вас по возвращении, какой из двух карандашей идентичен тому, который Вы выбрали до этого.» Раздается ответ: «Я снова выберу тот же карандаш.» На что профессор замечает: «Но может быть я его починил в Ваше отсутствие? Тогда он больше не будет идентичным карандашу, который Вы уже видели. »

«Этот красный карандаш идентичен тому, который лежит на столе или нет?»

«Но метафизика выходит, конечно, за рамки размышлений о карандаше», - настаивает посетитель. «Все начинается с конкретных предметов, затем занимаются числами и мыслями, чтобы завершить констатацией того, что концепция предмета (concept d’objet) тесно связана с концепцией идентичности (concept d’identite) и критериями, которые связаны с назначением, для чего предназначен», — делает вывод Джанфранко Солдати. Посетитель снова меняет свой подход. «Какова разница между карандашом и мыслью?» — спрашивает он. «Это типичный вопрос метафизики, - подчеркивает профессор. — Может ли карандаш быть идентичным мысли? Может быть, что это невозможно, чтобы он таковым стал, но может быть он ею?»

«Нас часто обвиняют в том, что мы предаемся абсурдным размышлениям, - отмечает философ. – Но осуждающие нас должны бы также воздерживаться от того, чтобы задаться вопросом, идентичен ли плод ребенку.» Согласно ему, многие люди думают, что обладают мнением по поводу метафизической природы плода, но очень слабо осознают, что метафизические вопросы предполагают напряженные размышления, значительно превосходящие простое выражение эмоционального предпочтения или идеологический предрассудок, будь то научного или религиозного характера. «Философия – это яд для каждой идеологии, - считает он. - Метафизика всегда ставит первоначальный вопрос в основу всякой разумной дискуссии: о чем идет речь?»

Посетитель отметил, что он мог дать объяснения по поводу карандаша и идей, но он опасается пройти мимо самого главного. Или быть может Джанфранко Солдати захотел ограничиться сферой, которая кажется действительно несложной? «Практическая философия занимается, например, вопросами любви», - замечает он. Начиная с греческой Античности западная философия прежде всего рассуждала о неэротической любви. Любовь к людям кажется понятием позитивным само по себе. Если любви к ближнему придают большую значимость, то любовное чувство, напротив, порождает меньше морального интереса, поскольку ему свойственно эгоистическое измерение: стремление к обладанию. Для философа тем не менее возможно, что такая любовь позволяет преодолевать предрассудки. И можно было бы представлять себе, что сильный моральный потенциал лежит в основе эротической любви.

Предрассудки против академической философии – удел не только тех людей, которые усматривают пользу только в том, что порождает результаты, способные быть обращёнными в деньги. Следовательно, откуда может происходить негативный образ этой дисциплины, которую часто уподобляют приятному времяпрепровождению, далекому от реальности? Посетитель задает вопрос, осознавая, что ему хотелось бы изучать философию после получения степени бакалавра, но он с трудом одолел одиннадцатый тезис Карла Маркса о Фейербахе («Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.»)

Профессор Солдати объясняет, что восприятие философии не везде и не всегда было негативным. Такие известные писатели как Музиль (Robert Musil), математики как Гёдель (Kurt Godel) или физики как Эйнштейн (Albert Einstein) занимались философией и вдохновлялись ею. «Но верно, что философа в наши дни считают социально неприспособленным человеком, поскольку его исследования не служат промышленности, а его учёность лишь изредка занимает и без того ограниченные культурные колонки журналов», — соглашается он.

Посетитель это оспаривает, ссылаясь на целый класс известных философов, которые несут всякий вздор на радио и по телевидении. «Проблема состоит в том, что философы недостаточно защищаются от этих раскрученных авторов, которые распространяют свои напыщенные плоскости и прочий вздор. И они несут часть ответственности в этой ситуации и в скверной репутации философии», — признает он. Но почему же тогда серьезные философы иногда не возьмут слова? «Философы подготовлены не лучше, чем другие просвещенные граждане, чтобы объясняться на телеканале AVS, например,- замечает он. - В лучшем случае они могли бы угадать формы аргументации, имеющие отношение к идеологии».

Некоторые философы, тем не менее, становятся популярными, давая советы о жизни и курсы. Что думает профессор философии по этому поводу? Он приветствует тот факт, что философы привлекают таких людей, которые больше заинтересованы в решении проблемы, чем в собственной личности. Если дело было бы иначе, они скорее обратились бы за советом к психологу. Для него такая манера философствовать, тем не менее, своего рода измена философии. «Как будто экзистенциальные проблемы могут быть решить во время легкого обсуждения, словно философствование по сути своей было всего лишь обменом мнениями, в котором любое заинтересованное лицо могло бы с полным иметь правом участвовать», - сожалеет он.

«Может ли философ изменить мир?»

Он также напоминает, что философия – наука, которая очень сильно развилась начиная со своих первых шагов. Отсылка к прошлому – важнейшая составляющая в размышлении, которое ведет к формулировке проблемы с философской точки зрения, т.е путем использования всех имеющийся в распоряжении теперь концептуальных методов. Это трудный подход, требующий времени.

Тем временем наступила ночь. И посетитель отважился еще на один вопрос. Он хотел бы знать, что на самом деле делает философ. Его сфера находится между феноменологией и аналитической философией. Она объединяет вопрос самопознания и самосознания, а также природу и роль опыта в наших отношениях с самими собой, с нашим окружением и другими людьми. «Мне нравится Гуссерль (Edmund Husserl), - говорит он. - Моя работа представляет собой вклад в понимание человеческой природы и наследия цивилизации, которые связаны между собой. Понимать – значит отчасти постигать, почему стоит вкладывать свои силы в познание, искусство и лучшую жизнь.»

Итак, может ли философ изменить мир? Витгенштейн (Ludwig Wittgenstein) написал: «Я – мой мир» (‹Je suis mon monde›). Пока я работаю над собой, я изменяю мой собственный мир. Но я не знаю, могу ли я изменить род людской.»

Урс Хавнер (Urs Hafner)
Иллюстр. Кристофа Ворле (Christophe Vorlet)

© FNS Horizons №76, Mars 2008, p. 26-27
© http://www.snf.ch/
© uni-CH.RU, перевод с французского, 2008

Ссылки по теме:
  • Университет Фрибурга (Universite de Fribourg - Universitat Freiburg, UNIFr) – единственный двуязычный университет в Швейцарии (французский и немецкий) с сильными международными традициями. Он предлагает широкий выбор программ полного образования ( BA , MA и докторат) на двух языках и присуждает двуязычные дипломы по некоторым направлениям. Имеет 5 факультетов, состоящих из отделений и институтов с междисциплинарными подразделениями исследований и обучения. Примерно одна четверть из 37’000 жителей Фрибурга являются студентами.
    По-русски - http://www.uni-ch.ru/unifr.htm, по-французски и по-немецки - http://www.unifr.ch/



© uni-CH.RU 1999-2008 | info@uni-ch.ru | 20.06.2008

  ???????@Mail.ru   Rambler's Top100