Rambler's Top100 Russian / Francais / English
Первый русский гид по университетам Швейцарии
 

Публикации в швейцарской прессе

FNSinfo

Как медиатизировать науку?
Гид для исследователей

Сегодня исследования не могут больше оставаться в своей башне из слоновой кости и привлекают все больше и больше внимания широкой публики. Этот гид показывает существующие средства коммуникации и дает несколько подсказок и советов для правильного диалога с обществом и особенно со СМИ.

Fonds National Suisse de la recherche scientifique
при сотрудничестве с
Association suisse du journaliste scientifique

FNSinfo №8, Октябрь 2005, Приложение "Guide Medias"

 

1. Нет коммуникации без подготовки

Начинать с вопросов «почему?» и «для кого?»

Коммуникация – это обращение к людям с точной целью. Каждое общество имеет свои собственные ожидания, поэтому и цели также могут быть разнообразными (см. таблицу). Первые вопросы, которые задаются на фазе планирования коммуникации, всегда одни и те же: «Кто является целевой группой?» и «Какова цель?». Самая большая ошибка – желание обратиться к различным целевым группам одинаковым образом и с одинаковым посланием.

Цель

 

Целевая группа
• Признание коллег
• Сообщение о научных концепциях

 

Другие ученые, научное сообщество
• Информация на политическую тему
• Поддержка финансирования своего исследования
• Представить доступным для понимания свое исследование

 

Лица принимающие решения,

лидеры мнений, профессиональные объединения

• Возбудить интерес
• Показать разумное использование субсидий на исследование
• Убедить в необходимости исследования и в их «человеческом» характере

 

Широкая публика (взрослые)
• Пробуждение интереса, образовательная миссия
• Демонстрация роли науки в повседневной жизни
• Показать науку как специальный вид деятельности

 

Юноши и дети

 

Следующий вопрос: «какая форма сообщения?»

Существую многочисленные возможности передачи сообщения своему адресату. Мы можем говорить с ним напрямую или написать для него текст. Однако СМИ (газеты, журналы, телевидение или Интернет) представляют самое эффективное средство для достижения широкой публики.

После того, как ясно сформулировано «почему?» и «для кого?» мы желаем сообщить, необходим, конечно, выбор формы сообщения. Да, может быть так, что тема не интересует широкую публику, но вызовет интерес лиц принимающих решения или специализированных профессиональных объединений. Следует установить различие между прямыми формами сообщения (такими как доклады, коммюнике для прессы или ежегодные отчеты и т.п.) и непрямыми формами (такие как газетные статьи, интервью на радио и т.д.), которые распространяются через СМИ.

Поддержка служб прессы и информации

Исследователи могут получить помощь служб прессы и информации высших школ, службы прессы и информации фонда FNS (Service de presse et d'information - PRI) или же уполномоченного по трансферу технологий Национальной исследовательской программы (Programme national de recherche). Эти профессионалы будут вам полезны в вашей усилиях по связям с общественностью или для размещения в их публикациях отчетов о вашей исследовательской деятельности.

Для этого действия, тем не менее, должно быть выполнено несколько условий:

1. Сверх регионального аспекта, результаты исследования или проект приобретают большой интерес для общественности.

2. Результаты исследования представляют новизну и превосходны в научном плане.

3. Результаты исследования имеют связь с повседневной жизнью людей и/или способны пробудить в значительной степени любопытство неосведомлённых людей.

 

2. Альфа и Омега: готовить информацию

Каждая целевая группа имеет свои собственные потребности. Каждая форма коммуникации требует специфических подходов. Каким бы ни был выбранный метод, следует учитывать несколько факторов, которые станут ключами к успеху.

Десять составляющих эффективных коммуникаций

  1. Подготовьтесь. Выделите время для составления резюме вашего проекта (не более одной страницы). Сформулируйте ваши послания. Проверьте их на ваших друзьях или родителях, которые не имеют отношения к науке.
  2. Сосредоточьтесь на основных результатах, выводах, теориях или доказательствах.
  3. Оставьте ваши методы в скобках. Они никого не интересуют кроме ученых.
  4. Найдите «приковывающий внимание» элемент, тему, в контексте которой проводится ваше исследование, способный заинтересовать публику. Речь может идти об актуальном сюжете: исследования, например, социальной интеграции меньшинств вызывают больший интерес в контексте споров о ношении исламского платка.
  5. Объясните, почему и для кого важна ваша исследовательская деятельность. Даже если ваше исследование представляет лишь крошечный элемент гигантского проекта, начните с проекта в направлении к вашему исследованию.
  6. Для объяснения наиболее сложных частей вашей работы используйте примеры из повседневной жизни, сравнения или метафоры. Пример: «Если бы ДНК имела диаметр бечёвки, то все генетические волокна человеческой клетки, соединенные друг с другом, позволили бы соединить Землю с Луной.»
  7. Используйте цифровые данные, при этом не вдавайтесь в детали. Цифры после запятой не интересны.
  8. Журналисты любят ясные утверждения. Опасайтесь вероятностей. Их сложно сообщать.
  9. Пишите в той манере, в котором вы выражаетесь. Ваш язык должен быть прямым, ясным и колоритным.
  10. Соберите удачные фотографии или графики, говорящие сами за себя, для иллюстрации вашего послания. Предоставьте их в распоряжение по возможности в разных форматах (включая и электронный).

Недопустимые ошибки

  1. Используйте как можно меньше иностранные слова и сокращения. Избегайте длинные слова, если существуют короткие эквиваленты.
  2. Не используйте пассивные формы глаголов, если фраза может быть сформулирована в активном залоге. Не говорите: «Обследование было проведено для подтверждения тезиса», надо сказать: «Исследовательская группа подтвердила тезис, проведя обследование».
  3. Избегайте существительных . Не говорите : «Запирание крыс в маленькой клетке вызывает симптомы, которые подобны депрессии», а скажите: «Если запереть крыс в маленькой клетке, они незамедлительно представят симптомы депрессии».
  4. Избегайте сложные синтаксические конструкции. Две короткие фразы подходят лучше, чем одна длинная.

 

3. В СМИ: наука и политика

Отношения между исследователями и СМИ: давать и получать

СМИ не создают информацию. Они ее излагают и передают. В качестве ученого, взамен, Вы поставляете информацию СМИ. СМИ и исследование таким образом имеют взаимоотношения дающего и сборщика. Другими словами, СМИ в принципе находятся в поисках ценной информации и хороших «историй».

И в швейцарских СМИ также, наука зачастую занимает подчинённое положение. Редки СМИ, которые имеют свою собственную научную рубрику. Если такая рубрика существует, то медицинские и/или научные журналисты публикуют в ней чаще всего статьи, излагающие естественные науки или медицину. Впрочем статьи о науке могут публиковаться в других рубриках, например, в рубриках «политика», «регион» или «экономика».

Статьи об исследованиях являются отражением социальной среды

Кстати, статья об исследовании на тему иностранцев, приговоренных к отбыванию наказания, как правило будет сообщать информацию под углом социального или политического контекста. Журналисты больше заинтересованы в таком подходе, чем в методологии исследования.

В зависимости от СМИ и типа информации журналист обязан соблюдать различные ограничения. Журналисты ежедневных изданий должны очень часто работать в условиях сильного давления, связанного с короткими сроками. В случае с телевидением сюжет должен быть представлен в изображении привлекательным способом. Еженедельный журнал будет скорее в поисках эксклюзивной информации, поместит исследование в более широкий контекст, или сделает репортаж. Что касается именно репортажа, может оказаться очень полезным предложить журналистам посетить лабораторию или присутствовать на экспериментах.

Возможно, журналист никогда прежде не занимался этой темой, поэтому необходимо объяснить ему основы и воссоздать исследовательский проект в его контексте.

 

4. Как сотрудничать со СМИ

Стать активным

Если вы желаете активно участвовать в работе по коммуникациям, определите, во-первых, сможете ли вы рассчитывать на поддержку пресс-службы вашей высшей школы, фонда FNS - если только ваше исследование имеет национальное значение, либо уполномоченного по трансферу технологий вашей Национальной исследовательской программы (см. главу 1).

Если пресс-служба считает, что ваша исследовательская деятельность должна быть медиатизирована, она обычно составляет коммюнике для прессы, обеспечивая его распространение. Однако этот образ действий не дает никакой гарантии. Журналисты ежедневно получают десятки коммюнике для прессы, большая часть которых отправляется прямо в мусорную корзину. Редакции оставляют из них лишь несколько, сохраняя за собой право их изменять.

Пресс-конференция: исключение

Пресс-конференции влекут за собой тяжёлую организацию и представляют крупную инвестицию времени для журналистов. Поэтому дважды подумаешь, прежде чем согласишься на это. Если пресс-конференция не имеет отношения к актуальной животрепещущей теме с выдающимися ораторами, она рискует провалиться. Таким образом, пресс-конференции организуются только в исключительных случаях.

Соблюдать запрет

Форма коммюнике для прессы и выбор правильных адресатов – не единственные элементы для внимательного рассмотрения. Дата отправки также важна. Научные журналы оставляют обычно за собой право первыми сообщать результаты, которые они публикуют. В этом случае запросите в специализированном журнале дату, до которой наложен запрет . До этой даты журналисты, безусловно, могут готовиться, подбирать информацию или проводить интервью, но они имеют запрет публиковать что бы то ни было на эту тему в их СМИ.

Знаменитые научные журналы, такие как Nature , Science , The Lancet или New England Journal of Medicine имеют собственные пресс-службы, ответственные за информирование СМИ.

Вопросы от СМИ: определите контекст

Когда журналист обращается к вам с запросом, попытайтесь сначала определить его потребности. Как правило он сообщит вам СМИ, для которого он работает, цель, с которой он желает, чтобы вы предоставили ему беседу, и дату выхода статьи. Если вам это покажется неясным, попросите журналиста дать вам уточнения по контексту, в рамках которого он связался с вами.

Формы интервью

Потребности варьируются в зависимости от СМИ . Возможны следующие формы беседы:

Беседа на общую тему или беседа на тему исследования: журналисту необходима информация но заданному сюжету и, возможно, он н).

Интервью : журналист пожелает поговорить о вас и вашем исследовании более подробно. Он будет беседовать с вами дольше и это выльется в публикацию статьи или интервью.

Комментарий : бывает, что журналисты желают получить разъяснения в связи с открытием. В таком случае они попросят вас дать комментарий на новую публикацию, который может быть опубликован.

Важно: если вы не чувствуете себя компетентным сделать заявление в области, по которой поставлен вопрос, скажите об этом журналисту. Может быть вы знаете коллегу, который лучше выступит по этой теме.

Хорошо готовить беседу

Найдите время. После того, как запрос журналиста сформулирован, назначьте встречу и подготовьтесь к беседе, например, составив резюме вашего проекта. Если вы обещаете журналисту перезвонить, держите слово, иначе он набросится на другие источники.

В случае интервью ваша подготовка должна быть еще более обстоятельной. Обычно исследователи не получают вопросы заранее. Тем не менее, в ходе предварительной беседы необходимо четко установить какую информацию желает получить журналист.

Определить правила игры : проверьте цитаты и факты

Определите с журналистом правила вашего сотрудничества: вы имеете право прочитать отрывки статьи, в которых приведены Ваши дословные цитаты. Да, вы можете вносить уточнения в местах, имеющих к вам отношение.

Многие журналисты любят представить свою статью на рассмотрение эксперту перед печатью. Предложите перечитать всю статью для проверки основного содержания. Обратите всё-таки внимание только на научные элементы, а не на возможные мнения о ценности и идеи. Если статья полностью посвящена вам или вашей исследовательской работе, лояльность более, чем обязанность побуждает журналиста представить вам статью на рассмотрение.

При повторном чтении будьте особенно внимательны к заголовку и краткому изложению статьи (первый абзац, содержащий основную информацию). Большинство читателей только это сохранят у себя в сознании. Они должны, безусловно, удовлетворять журналистским критериям, следовательно быть краткими, выразительными и броскими, при этом сохраняя верность смыслу. Однако, чаще всего журналист не является единственным, кто принимает решение. Перед публикацией статьи главный редактор может снова изменить заголовок или сократить текст, и у вас нет никаких возможностей воздействия на этом уровне.

Если опубликованная статья не соответствует вашим ожиданиям, сразу же обратитесь непосредственно к соответствующему журналисту, но не к главному редактору или издателю.

Во время беседы будьте краткими и конкретными

Давайте краткие и понятные ответы. Попытайтесь объяснить факты простым и точным языком, особенно во время интервью для радио- или телепередач. Только короткие выступления могут в принципе передаваться. Для этих СМИ реально существует риск выпадения высказываний из их контекста, поэтому они не должны быть длиннее 15 секунд, либо около двух-трех строк. Незадолго до начала записи, попросите журналиста указать первый вопрос, так вы сможете подготовиться.

Отвечать в качестве эксперта или в личном качестве

Установите разницу между ответами на научные вопросы и ответами, связанными с политическим контекстом. Таким образом, высказывайтесь либо как эксперт и сотрудник учреждения (напр., университета), либо от своего имени. Спокойно уточните: «Я могу ответить на этот вопрос только от своего лица» или «Будучи исследователем, я убежден...». В случае сомнения откажитесь отвечать на вопросы, не относящиеся к Вашей специальности. Если Вы в чем-то не уверены, просто скажите: «Я не знаю!»

Неофициальные заявления

Если Вы не хотите, чтобы какая-то информация была опубликована, воздержитесь на время интервью. Однако Вам может показаться необходимым для пояснения Ваших высказываний дать журналисту контекстную информацию, не желая цитирования Вас, как ее источника. Сформулируйте Ваше желание, уточнив журналисту, что он не имеет права Вас цитировать. Убедитесь, что Вас в этот момент не снимают или записывают. Журналист последует Вашей).

Если Ваш проект включен в Национальную программу исследований, обратитесь к ответственному за оценку программы. Его координаты присутствуют на соответствующем сайте PNR в Интернете.

Швейцарская ассоциация научной журналистики ASJS предлагает своим членам такие профессиональные услуги как форумы по журналистским вопросам, семинары, экскурсии и исследовательские путешествия. Ассоциация открыта также и людям, не связанным журналистикой. Справка: www.science-journalism.ch

Дополнительное образование

Высшие школы и специализированные высшие школы предлагают многочисленные курсы дополнительного образования по связям со СМИ. К тому же, служба прессы и информации FNS открывает с 2006 тренинг по СМИ для исследователей.

 

Библиография

De Cheveigne Suzanne, Boy Daniel, Galloux Jean-Chris-tophe, Les biotechnologies en debat: pour une democrati-sation scientifique, Balland, Paris, 2002.

Fayard Pierre, La communication scientifique publique – de la vulgarisation a la mediatisation, Lyon, Chronique sociale, 1988.

Gregory Jane, Miller Steve, Science in public. Communica-tion, culture, and credibility, New York u.a. : Plenum Trade, 1998.

Jacobi Daniel, Schiele Bernard (sous la direction de), Vul-gariser la science: le proces de l'ignorance, Champ Vallon, coll. Milieux, Seyssel, 1998.

Jeanneret Yves, Ecrire la science – formes et enjeux de la vulgarisation, Paris, PUF, 1994.

Le Boeuf Claude, Pelissier Nicolas (sous la direction de), Communiquer l'information scientifique, Ethique du journa-lisme et strategies des organisations, L'Harmattan, 2003.

 

Ссылки по теме:
  • Как говорить о науке в СМИ?
    СМИ интересует не столько научная информация, как что она может привнести в вопросы общественного или социального характера. Данный вывод является результатом наблюдения за процессом медиатизации науки в повседневной прессе.
    FNSinfo №7, Juin 2005, p.14
    "Comment parler de science dans les medias?"

 

© FNSinfo, 2005
© uni-CH.RU, перевод с французского, 2006



© uni-CH.RU 1999-2006 | info@uni-ch.ru | 10.03.2006

  Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100