|
|
![]() | Первый русский гид по университетам Швейцарии |
Публикации в
швейцарской прессе
|
L'Hebdo |
"Большой взрыв" высших школ Швейцарии
ДОХОДЫ Высшие школы будут финансироваться в зависимости от количества студентов и оказания образовательных услуг. Семь нововведений, которые все изменят УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЛАНДШАФТ Существующему закону об университетах осталось действовать всего три года. К чему же затевать реформу высших учебных заведений? Взгляд на грядущие изменения.
Федеральный совет определился. В конце 2004 года он утвердил законопроект, который определяет принципы реформы университетского пейзажа Швейцарии в 2008 году. Цель - создание национальной среды обучения. Предположим, что создадут структуры и централизованное управление всеми высшими школами: университетами, федеральными политехническими школами (ecoles polytechniques federales - EPF) и высшими специализированными школами (Hautes Ecoles specialisees - HES). Для чего? Чтобы прекратить излишнее дублирование, двойственность, потери энергии. Для воспитания настоящих специалистов, для обретения лучших выпускников, способных стимулировать экономический рост, в котором так нуждается Швейцария. У государственного секретаря Шарля Клейбера (Charles Kleibеr) и федерального советника Паскаля Кушпена (Pascal Couchepin) в распоряжении еще шесть месяцев, чтобы предложить закон и реализовать последние угодные им изменения. Им еще предстоит схватка с теми, кто хочет сохранить свои ведомства и свою власть в кантонах, администрациях или же в академических инстанциях. Федеральный совет должен определиться к концу 2005 года после процедуры консультаций. И затем все должно преодолеть Парламент в 2006 году, чтобы 1 января 2008 года вступить в силу. 1. БОЛЕЕ АВТОНОМНЫЕ И БОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ Больше свободы действия для высших школ, а взамен больше ответственности
– вот смысл слова "автономия". Не обладая реальными полномочиями
в силу архаических законов (например, в Женеве или Фрибурге), ректоры
высших школ порой встречаются с ограничениями в управлении своими
учреждениями, зажаты между деканами и множеством профессоров с одной
стороны, и политическими органами кантонов, дорожащих своими прерогативами,
с другой. Предоставление ректорам позиций руководителей общественных
предприятий позволит им принимать верные решения и нести за них ответственность.
Модель такого изменения – политехнические школы. Став более автономными,
высшие школы смогут сфокусироваться на самом главном – на качестве.
Орган аккредитации, созданный в 2001 году, должен стать более независимым
и контролировать соблюдение норм, гарантирующих качество. НЕДОСТАТКИ: слишком большая автономия может ослабить взаимодействие
высших школ. Лишь полная централизация (федерализация университетов)
позволила бы иметь более скоординированную стратегию; однако этот
выбор, как слишком дорогостоящий и нереальный, был отброшен. 2. ФИНАНСИРОВАНИЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА СТУДЕНТОВ В настоящее время около 85% бюджета университета образованы из субсидий, перечисляемых в зависимости от расходов школы, оставшаяся часть зависит от количества студентов. С 2008 года финансовая ситуация должна поменяться: основная часть бюджета будет привязана к количеству студентов. Принцип - ресурсы следуют за студентами. Таким образом это конец исторических бюджетов и введение модели финансирования, привязанной к оказанию услуг высшими школами; изменение, названное некоторыми ректорами "землетрясением". Выплаченные суммы будут базироваться на стандартных средних издержках на студента и на предмет, откуда и пошло название этой модели "стандартные издержки". Только лишь свободная сумма из бюджета кантона, которая зависит от его ресурсов и целей, будет предоставляться по иным критериям. ПРЕИМУЩЕСТВА: побуждает университеты к повышению качества для привлечения студентов; выигрыш в прозрачности благодаря стандартным издержкам. НЕДОСТАТКИ: сложность создания и управления. Непредвиденный
эффект возможен, но маловероятен, школы могли бы искать способы максимизировать
количество студентов, чтобы увеличить свои бюджеты, не беспокоясь
о качестве. 3. ПРЕМИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА Одно из самых значительных нововведений: деньги, чтобы подтолкнуть университеты работать вместе, несмотря на то какого труда это стоит! Пути не менее двадцати студентов в год должны объединяться, а области знаний должны быть лучше распределены между высшими школами. Конфедерация оплатит расходы по реорганизации системы. Вместо выигравшего и проигравшего при объединении факультетов двух университетов нужно видеть двух партнеров, нашедших рациональные решения, да ещё с вознаграждением за поддержку. Передача некоторых специальностей школ EPF в школы HES будет легкой. И самое главное, эта поддержка будет связана со стратегическим планом для всех высших школ, принятым управляющим органом системы. ПРЕИМУЩЕСТВА: финансовые ресурсы позволяют одаривать проведение
в жизнь на местах определенной стратегии. 4. НОВЫЕ СТРУКТУРЫ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ Надо быть посвященным, чтобы знать кто что решает и кто за что ответственный сегодня в учреждениях по управлению высшими школами. Сверх того университеты, школы EPF и школы HES создали свои методы на своих кухнях. Для управления тем, что должно стать национальным пространством швейцарской высшей школы, должны увидеть свет три структуры. На высшем уровне находится La CUS +. Ее подлинное имя непроизносимо - Конференция органов местного самоуправления, несущих ответственность за высшие школы (la Confйrence des collectivites ayant la charge des hautes ecoles). Она объединяет Конфедерацию и кантоны: ею руководит федеральный советник, членами являются четырнадцать заведующих департаментами народного образования. В ней состоят все, кто несет ответственность за высшую школу, будь то HES, университет или EPF. Миссия: определить основные условия (структура учебных занятий, правила в деле обеспечения качества, нормы финансирования) и принять решение по стратегическому плану, общего для всех высших школ (особенно для самых дорогостоящих видов деятельности), и в этом заключается новизна. Конференция ректоров и президентов высших школ (La Conference des recteurs et presidents des hautes ecoles) объединяет президентов университетов, EPF, HES, HEP. Ее миссия: координировать учреждения и приводить в исполнение проекты сотрудничества, создавать благоприятные условия для мобильность студентов, собирать предложения, исходящие от руководителей всех высших школ. Швейцарский совет по высшему образованию (Le Conseil suisse de l’enseignement superieur) возглавляет независимое лицо. Его роль – служить возбудителем. Он заменяет Швейцарский совет по науке. ПРЕИМУЩЕСТВА: несмотря ни на что, это является существенным упрощением системы сравнительно с современной ситуацией и объединением трех типов высших школ Швейцарии. НЕДОСТАТКИ: всё ещё много людей вокруг стола для принятия
решений. Выбор правил решений будет определяющим фактором хорошего
функционирования этих учреждений. 5. ОДИН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Кажется, что собраны условия для объединения, наконец, всех функций образования в одном департаменте. Парламент и кантоны призывают к этой реформе: историческое разделение между университетским образованием, подведомственным Департаменту внутренних дел, и профессиональным образованием (школы HES), подведомственным Департаменту экономики, более не оправдано. Шанс на успех этих реформ - Шарль Клейбер покинет свой пост в конце 2007 года, в то время как Жозеф Дейс (Joseph Deiss) и Паскаль Кушпен приблизятся к окончанию их мандата. А что если позволить всем свободно придавать форму рельным переменам? Что касается знания тех, кто одержит верх в этой ситуации, то Департамент внутренних дел уже перегружен обязанностями, а Департамент экономики выводит из себя профессоров некоторых дисциплин. Вновь назначить Департамент экономики, добавив к названию "…и образования", могло бы стать дипломатическим приемом для всеобщего удовлетворения... ПРЕИМУЩЕСТВА: упростить, ещё раз, чтобы лучше решать и лучше расходовать, избежать внутренние дрязги с низу до верху лестницы, потери энергии и времени между двумя департаментами. НЕДОСТАТКИ: один департамент, это значит один разносчик воды
в колледж, одним голосом по образованию меньше в Федеральном совете. 6. РЕОРГАНИЗАЦИЯ СБОРОВ, СТИПЕНДИЙ И ССУД Стипендии, сборы, ссуды - цель связать все в одну систему и сделать
ее федеральной, чтобы выйти из той драматической ситуации, которая
сложилась в Швейцарии. 7. КОРЕННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНЕ Обучение стоит дорого, здесь царит полнейшая запутанность функций
и издержек. Госпитально-университетские комплексы должны управляться
на национальном уровне. |
|
|||||
|
|
![]() |
|
|