Rambler's Top100 Russian / Francais / English
Первый русский гид по университетам Швейцарии
 

Публикации в швейцарской прессе

L'Hebdo

"Большой взрыв" высших школ Швейцарии
В течении 2008 года университетская жизнь Швейцарии подвергнется глубокой реформе.
Цель: создать национальное пространство образования с центрами компетенций, откуда будут выходить самые конкурентноспособные студенты.

L'Hebdo № 2, 13 января 2005
Специальное приложение Hautes ecoles suisses: le big bang

ШАРЛЬ КЛЕЙБЕР (Charles Kleiber) "Конфедерация "дефедерализовала" федеральные политехнические школы, дав им больше автономии и сильное управление. Это отчасти объясняет их исключительные достижения."

"Мы ищем систему амбициозную, но реализуемую"

ШАРЛЬ КЛЕЙБЕР Главный архитектор реформы объясняет ее цели.
Предстоит еще много схваток, но реформа неизбежна.


Charles Kleiber
© L'Hebdo 2005

 


Интервью Шарля Клейбера (Charles Kleiber),
госсекретаря по науке и исследованиям (Secretaire d'Etat а l'education et а la recherche)

12 января 2005

Madeleine von Holzen
"Nous cherchons un systeme ambitieux mais realisable"

 

 

 



l’Hebdo: Если не брать во внимание то, что срок действия нынешнего закона об университетах истекает в 2007, зачем нужно что-то менять? Существующая система не работает?

Шарль Клейбер: Система страдает от слабого управления, недостатка автономии в высших школах и слишком слабого сотрудничества.

l’Hebdo: Так что же действительно изменится в университетском пейзаже с 1 января 2008 года?

Шарль Клейбер: К этой дате будет создано национальное пространство образования, исследований и инноваций, управляемое одной инстанцией, которая соединит Конфедерацию и кантоны. В этом пространстве школы будут иметь больше автономии, они будут стремиться к союзам, привлекать студентов качеством своего образования. Для студентов будет реализован Болонский процесс, что усовершенствует мобильность, они узнают какие школы хорошие и менее хорошие в Швейцарии и заграницей благодаря лучшему информированию. Появится система, подкрепленная швейцарскими стипендиями, но так же прибавятся европейские стипендии, потому что мы подписали с Европейским союзом соглашения, по которым мы становимся полноправными партнерами с 2007 года. В этом национальном пространстве появятся сильные центры компетенции, в которых, я надеюсь, у профессоров будет больше возможностей, а ассистенты будут более независимы от академической иерархии.

l’Hebdo: Программа громадная. Вы успеваете?

Шарль Клейбер: Да, мы укладываемся в сроки, но у нас совсем малый резерв времени. Новая законодательная база, новая конституционная статья, парламентские дебаты, новые кредиты - все это возможно, если знать как использовать движение, созданное в эти последние годы. Это реальность и давление времени усиливает потребность добиться успеха. В любом случае Парламент занял очень ясную позицию: существующий правовой механизм будет отменен с 31 декабря 2007 года, а с 1 января 2008 года необходимо найти что-то другое.

l’Hebdo: Почему необходимо создавать национальное пространство образования?

Шарль Клейбер: Сегодня эти пространства образования главным образом кантональны в политическом и финансовом планах, в то время как академическая действительность совсем другая. Студенты становятся все более и более мобильными, профессора также. На самом деле, университеты и высшие специализированные школы играют роль национальную и международную и становятся все более и более взаимосвязанными. Осталось только адаптировать существующие структуры к действительности. И далее – целый мир. Так как знание создается все больше и больше в международных сетях знаний через сочетание соперничества и сотрудничества, вы должны найти механизмы, которые позволят ученым, преподавателям и исследователям существовать в этих сетях. Таким образом это очень далеко от кантональной действительности, в прямом смысле этого слова. Именно поэтому нет ни малейших расхождений по идее национального пространства.

l’Hebdo: Паскаль Кушпен (Pascal Couchepin) придал импульс идее федерализации университетов, предлагаемая сейчас реформа тоже на этой стороне. Уступили ли Вы сопротивлению кантонов?

Шарль Клейбер: Нет, совсем нет. Федерализация будет стоить 4 миллиарда в год, и у Конфедерации их нет. Существуют другие средства релизации национального пространства. Мы проделали работу по установлению партнёрства, образцовую работу, основанную на хороших компромиссах – и это подлинное значение демократии – на основе переговоров, в результате которой два сообщества, кантоны и Конфедерация, могут вместе построить национальное пространство. Но не всё решено. Речь идет о знании в деталях, каков вес Конфедерации и кантонов в принятии решений, и это предполагает новые правовые и конституционные базы, и это работа ближайших шести месяцев. Несомненно будут сильные столкновения.

l’Hebdo: Не проявлятся ли желание со стороны кантонов сохранить власть над университетами?

Шарль Клейбер: Конфедерация "дефедерализовала" федеральные политехнические школы, дав им больше автономии и сильное управление. Это отчасти объясняет их исключительные достижения. Почему бы кантонам не сделать то же самое с университетами?

l’Hebdo: Стало быть все будут согласны. В самом деле?

Шарль Клейбер: Протокол, предлагающий эти реформы, исходит от кантонов, от Конфедерации и от высших школ. До сих пор сохраняется консенсус. Были разногласия, но мы их преодолели. Конечно, дьявол кроется в деталях, когда подойдем к сути механизма, расхождения снова появятся. Но действительность обязывает примириться: 60% роста в Европейском союзе происходят от новых или улучшенных знаний.

l’Hebdo: Как сделать так, чтобы структура, предназначенная для управления, позволила принимать верные решения?

Шарль Клейбер: Прежде всего она будет управляться Федеральным советом, что сразу даст сильное председательство. Но будут и напряжения, и решения, которые могут трудно восприниматься некоторыми кантонами или Конфедерацией. Мы работаем над определением ясных правил принятия решений. Не ищется идеальная система, ищется система амбициозная, но возможная, которая вступает в силу в 2008 году. Это подход очень прагматический.

l’Hebdo: Из всех планируемых изменений, какие самые важные, и что возымеет наибольшее воздействие на качество высших школ?

Шарль Клейбер: Самое значительное – это усиление автономии школ и их управления. По этому пункту можно подумать привязать право на субсидии к соблюдению минимальных условий автономии. Другое решающее направление – это гарантия качества. Можно управлять системой при помощи гарантии качества, если цели качества совпадают с целями университетского сообщества, включая студентов. Я ожидаю, что университеты и специализированные высшие школы станут публичными предприятиями знаний, как например, Федеральная политехническая школа Лозанны (Ecole Polytechnique Federale de Lausanne - EPFL).

l’Hebdo: Кто теряет и кто выигрывает в этой новом распределения полномочий?

Шарль Клейбер: В общих чертах переход от университета, как сообщества ученых полностью одинаковых, к публичному предприятию знаний открытому обществу означает огромные изменения. Изменение невозможно до тех пор, пока оно не станет неизбежным. Оно неизбежно. Организация подобная этой выиграет. Но каждый из ее членов должен адаптироваться.

l’Hebdo: Каковы Ваши цели на ближайшие полгода – год?

Шарль Клейбер: Справиться с проектом нового закона, определяющем основные положения о высших школах, согласованных с Паскалем Кушпеном для трех типов высших школ, пересмотреть закон о высших политехнических школах для его адаптации в этих рамках, пересмотреть закон об исследованиях, который станет законом об исследованиях и инновациях, и определить к концу 2005 года стратегический план развития. Этот план вступит в силу в 2008 году и позволит создать большие центры компетенций, в которых мы нуждаемся в Швейцарии. Потому что научная Европа движется вперед, концентрирует свои силы и создает центры компетенций. Мы должны найти наше место со специфическими компетенциями - в науках о жизни, гуманитарных науках и в технологиях, например, в нанотехнологиях и микротехнике. Нужно все время думать о том, что наше национальное пространство должно интегрироваться в европейскую карту, которая ограничивает наш запас маневра, но в тоже время позволяет нам существовать перед лицом США и Азии.

l’Hebdo: Какое Ваше сообщение современным студентам, которые не воспользуются этими реформами?

Шарль Клейбер: Они также воспользуются реформами в дальнейшем благодаря возросшему престижу их университета. И многие из них туда вернутся, чтобы пополнить свое образование.

© L'Hebdo, 2005



© uni-CH.RU 1999-2005 | info@uni-ch.ru | 15.11.2005

  Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100