| Russian / Francais / English | |
![]() | Первый русский гид по университетам Швейцарии |
Публикации в российской прессе в 1999-2006 |
Университеты Швейцарии |
Жан-Клод БАДУ: "Мы готовим инженеров будущего..." |
|
|
|
|
|
Журнал
"Образование без границ. StudyIN", № 4/2001 - № 1/2002, декабрь/январь
2001/2002, стр. 12
|
|
|
|
|
- Г-н Баду, какое определение вы могли бы дать современному качественному техническому образованию? - Развитие технологий - это непрерывный процесс. Мы не знаем наверняка, как изменится техника в течение следующих 40 лет, но мы знаем точно, что она изменится значительно. Поэтому качественная инженерная подготовка сегодня должна ориентироваться не столько на достижения прошлого, сколько на запросы будущего. В первую очередь это означает необходимость отказа от узких специализаций. - Из каких компонентов складывается современное техническое образование? - Конечно, в основе должна лежать мощная научная база. Особенно это касается областей знания, находящихся на стыке разных наук. Но теория - это еще не все. На мой взгляд, 25% занятий в техническом вузе должны быть посвящены прикладным аспектам математики, физики, биологии, химии. Судите сами. Инженерам приходится решать реальные проблемы. Для этого им необходимо видеть и понимать не детали, а систему. Поэтому ключевое значение для технического образования имеет синтетический, а не аналитический подход. - Фундаментальные знания, умение использовать их на практике, системное видение - это все замечательно. Но как научить молодого талантливого специалиста воплощать свои идеи в нечто нужное и полезное? - Через практику и опыт. Большое значение для выпускников и аспирантов имеет так называемый "научный парк" - зона университета, где пересекаются наука, техника, инновации и бизнес. Здесь студенты пусть в относительно "тепличных" условиях, но все-таки приобретают навыки продвижения на рынок своей новой продукции. - А как добиться того, чтобы молодой инженер со своими идеями и изобретениями был бы конкурентоспособен, в том числе и на международном рынке? - Хорошему инженеру необходимо быть хорошим менеджером. Именно поэтому я считаю основы менеджмента необходимой составляющей инженерной подготовки. Кто-то, конечно, "уходит" в науку. Но многие делают хорошую карьеру в производственной сфере, занимают руководящие должности. Мы просто обязаны знакомить их с азами науки управления. Не последнее место занимает и знание иностранных языков. Я настаиваю на том, что в современном обществе нельзя быть успешным инженером, не владея хотя бы одним-двумя иностранными языками. Это вопрос открытости другой культуре. У EPFL уже много лет действуют соглашения об обмене студентами с университетами Японии, Франции, Канады, США. Когда на третьем курсе мы отбираем студентов для этих программ, наряду с академической успеваемостью и личными качествами обязательно учитываем знание иностранных языков. - Осуществляет ли EPFL практику студенческих обменов с российскими вузами? - У нас были студенты из МГТУ им. Баумана, из вузов других российских городов. По моей инициативе состоялся проект, в рамках которого российские инженеры получили возможность поработать в Швейцарии. Критериями отбора были целеустремленность, опыт практической работы не менее двух лет и … желание вернуться в Россию. Они вернулись. Я помню, что еще 10 лет назад в ваших технических вузах учились лучшие студенты. И уверен, что через несколько лет престиж инженерного образования в России будет восстановлен… Господин Баду недвусмысленно посмотрел на часы… Обреченно преодолевая московские утренние пробки, я думала о швейцарских часах, которые не опаздывают, о людях, которые рано встают, много работают и проповедуют деятельный оптимизм. А еще о наших инженерах, образованных и талантливых. Хорошо бы господин Баду оказался прав, и отношение к людям этой профессии в нашем обществе начало меняться к лучшему… |
||||||
| Интервью подготовила Оксана Баулина | ||||||
| Редакция благодарит компанию "АЛЕШАкоммуникейшн" за помощь в организации интервью. | ||||||
|
||||||