Russian / Francais / English
Первый русский гид по университетам Швейцарии
 

Публикации в российской прессе в 1999-2006

Университеты Швейцарии

«У меня нет времени на сон»

Алексею Алтухову 21 год. В этом учебном году он заканчивает магистерский курс по физике в престижном техническом университете Швейцарии – Ecole Polytechnique Federale de Lausanne ( EPFL ). Для сравнения: у многих его зарубежных сверстников в этом возрасте нет и диплома бакалавра. Алексей же успел закончить еще и курс по менеджменту, освоить несколько прикладных дисциплин, написать пару удачных бизнес-планов, представить собственный проект в рамках уникальной европейской программы параболических полетов и получить приглашение в докторантуру нескольких европейских вузов.

 

Алексей Алтухов в лаборатории EPFL
Алексей Алтухов
в лаборатории EPFL

Читайте также:

Послушать Алексея, так все ему дается просто, главное – захотеть и поставить цель. Сейчас он уже настоящий европеец, свободно говорящий на нескольких языках, легко перемещающийся между странами и, кажется, уютно чувствующий себя везде. Открытый взгляд, широкая улыбка и спокойная уверенность в себе. А началась эта история 6 лет назад, когда отец повез сына-десятикласника в турне по швейцарским университетам – подбирать место будущей учебы.

Надо заметить, что школу Алексей заканчивал гуманитарную. Но в старших классах вдруг почувствовал склонность к математике и физике и решил поступать куда-нибудь на мехмат или физфак. Поэтому и в Швейцарии больше всего приглянулась Федеральная политехническая школа Лозанны, кстати, лучший вуз страны в области технических дисциплин. Два года Леша занимался с репетитором, и чтобы проверить, чего за это время достиг, взял и поступил на физфак МГУ. Проучился месяц – и уехал в Швейцарию.

По словам Алексея, поступить в EPFL было несложно – надо было подготовить досье с перечнем оценок аттестата и рекомендаций из школы. Для нулевого курса, куда его взяли, этого было достаточно – не пришлось ни знание языка подтверждать, ни другие документы собирать. Важно еще и то, что образование было совершенно бесплатным – вдвойне странно, что мало кто из наших соотечественников обращает внимание на эту страну.

Нулевой курс, фактически подготовительное отделение, выполняет в большей степени адаптационную роль: за это время выравниваются знания школьников из разных стран, даются базовые предметы из программы швейцарского коллежа (предуниверситетская программа), совершенствуется язык. На нулевом курсе экзамены сдаются четыре раза, по восемь экзаменов каждые шесть недель, по результатам которых зачисляют (или не зачисляют) на первый курс. Средний балл должен быть больше четырех из шести возможных. «Сначала с оценками у меня все было плохо – не хватало французского, - рассказывает Алексей. – Но постепенно результаты стали выравниваться». Главное было как раз набрать определенное число кредитов и баллов на экзаменах. Причем в процессе учебы тебя никто не подталкивает и особо не контролирует, можно хоть вообще на лекции не ходить. Но зато провалившихся безжалостно отчисляют. Такая система: берут почти всех, а диплом вручают лишь единицам. «Из 150 человек, поступивших вместе со мной на подготовительное отделение, только тридцать прошли на первый курс», - говорит Алексей.

На нулевом курсе учились почти одни иностранцы – китайцы, африканцы, европейцы. Других русских не было. Всем будущим студентам технических и естественнонаучных факультетов предлагалась единая программа, включающая большой набор предметов – и физику, и математику, и биологию, и программирование и др. Кроме того, можно было взять практически неограниченное количество дополнительных курсов, например иностранные языки – хочешь, учи хоть восемь языков, причем бесплатно. Такую возможность Леша просто не мог упустить – набрал себе столько предметов, что на сон оставалось всего три часа в сутки. «Мне очень помогли психологические тренинги, которые устраивались для всех желающих, - объясняет он. Темы были самые актуальные, например, как уменьшить время сна, как эффективно организовывать свою работу, как управлять временем, как быстро читать и запоминать информацию и т.д. Все эти методики я успешно апробировал на себе, став любимым учеников нашего психолога». Теперь, если нужно для работы или учебы, Алексей может несколько дней вообще не спать.

Успешно окончив нулевой курс, Алексей пошел на физфак. С новой системой учебы, столь непохожей на российскую, он уже был хорошо знаком и умел ее пользоваться. «Единого расписания занятий в швейцарском университете не существует. Каждый получает информацию о том, сколько кредитов по определенным дисциплинам надо набрать (как правило, 60 в год), какие экзамены сдать, и дальше уже действует по собственному усмотрению. При желании программу курса можно выполнить за семестр, что я, кстати, и делал, а потом или дурака валять, или дополнительные курсы изучать, или работать (иностранным студентам разрешается работать не более 20 часов в неделю). Конспект каждой лекции выкладывается в интернете, в общем на нее можно не ходить, другое дело, что вы многое теряете – живое общение с преподавателем, интересные факты и сведения, не вошедшие в конспект и т.д. То есть в начале года ты выбираешь себе предметы, а в конце семестра можешь хоть по всем ним сразу сдать экзамены. Весь процесс компьютеризирован и автоматизирован, получается, что ты сам им управляешь со своего компьютера. Результаты экзаменов тоже приходят в электронном виде, и когда однажды мне потребовалась бумажная версия для стипендиального фонда, пришлось немало потрудиться, чтобы раздобыть официальную распечатку.

Конечно, весь этот технический прогресс не отменяет традиционной передачи знаний от учителя ученику. Но в отличие от российских вузов лекции и занятия в EPFL носят более интерактивный характер, проходят в режиме диалога профессора и студентов. Преподавателю можно задать любой вопрос, подкорректировать тему лекции, попросить на что-то обратить большее внимание, в свою очередь он в любой момент может прерваться и устроить опрос студентов».

Со второго-третьего курса уже начинается специализация и работа над проектами. Так у Алексея родился бизнес-план «Самоуправляемый аквариум», занявший на конкурсе молодых предпринимателей Франции 4-е место. Как у всех гениальных идей, ее генератором стала обычная человеческая лень, а точнее нежелание тратить время на тупую работу, в данном случае – регулярную чистку аквариума. Кстати, многие студенты, разработав удачный бизнес-план и найди инвестиции под него, бросают учебу. Но у Алексея планы другие – если уж продавать идею или создавать компанию, то за большие деньги.

Николай Шапошников, Алексей Алтухов и Марк Амбюль, конференция STEC2006, Брауншвейг, Германия
Николай Шапошников, Алексей Алтухов и Марк Амбюль,
конференция STEC2006, Брауншвейг, Германия

Именно таким стал его второй проект – очистка кристаллов полупроводников InSb в условиях микрогравитации: под него требуется не менее 2 млн евро, но зато и перспективы впечатляющие. По заявлению компании Intel, в 2015 году этот полупроводник заменит кремний в производстве компьютерных микросхем. Но чтобы это произошло, надо избавить кристаллы InSb от ряда дефектов, чем и занялся Алексей вместе с тремя другими студентами EPFL – еще одним русским Николаем Шапошниковым, португальцем и французом, создав группу PURE. Конечной целью было попасть в программу параболических полетов, организуемых Европейским космическим агентством ESA. Борьба за участие в этой программе, проходящей только раз в году, была жесткой – строгими экспертами выбиралось 30 университетских команд из 18 стран Европы. В результате Швейцарию представила именно группа PURE, и это при том, что на подготовку ушло меньше года, хотя обычно проекты-победители разрабатываются несколько лет.

И вот в сентябре этого года Алексей с товарищами осуществил свою детскую мечту – фактически слетал в космос: параболические полеты, придуманные и впервые осуществленные в СССР в КБ Туполева, позволяют создать на Земле на 20 секунд условия микрогравитация, то есть невесомости. За время полета из Брюсселя в Бордо, в котором и участвовал Алексей, такие условия создавались 30 раз. И вот представьте себе: самолет вертикально взлетает, а потом в состоянии свободного падения устремляется к земле, а вы вместо того, чтобы впасть в эйфорию или замереть от испуга, спокойно себе ставите эксперименты в рамках своего проекта. Для этого требуется хорошая подготовка – и физическая, и моральная.

Николай Шапошников и Алексей Алтухов перед полетом на самолете А300 Zero-G из Брюселля в Бордо, 6 сентября 2006
Николай Шапошников и Алексей Алтухов
перед полетом на самолете А300 Zero-G из Брюселля в Бордо, 6 сентября 2006

Что ждет Алексея впереди – с его энергией, упорством и способностями – можно только фантазировать. Перед ним открывается множество дорог. Для начала он хочет закончить докторантуру, а заодно – экономический факультет Лозанского университета, но не факт, что он выберет карьеру ученого мужа. Ему так же интересен реальный бизнес и прикладные науки, ему хочется попробовать все своими руками и узнать, как устроены механизмы изнутри. Он не тратит время попусту, один перечень его навыков и умений впечатляет: он и бухгалтер, и матрос, и наездник, и каратист, и танцор танго, и сварщик, и механик, и велосипедист. Похоже, чем бы он ни занялся, ему гарантирован успех.

Елена Коптелова

Подробная информация о швейцарских университетах представлена на сайте http://www.uni-ch.ru/ - «Первый русский гид по университетам Швейцарии»

© Журнал "Образование за рубежом", Тематический выпуск 1, 2006 "Подготовка и поступление в вуз за рубежом", стр. 46-48
© htpp://www.aboutstudy.ru - "Обучение в России и за рубежом"

Ссылки по теме:
  • «АЛЕШАкоммуникейшн» - единственная в России компания с 1999 года специализируется на организации обучения в университетах Швейцарии
    http://uni-ch.ru/presentation/Alioshacommunic_Services.htm
  • Практический гид обучения в EPFL (верс 2004)
    http://www.uni-ch.ru/epfl/epfl_p10guide_etudes.htm
  • Федеральная политехническая школы Лозанны (Ecole Polytechnique Federale de Lausanne - EPFL) - одна из ведущих европейских организаций в области науки и технологий. В состав EPFL входят исследовательские центры и лаборатории, расположенные на площади 500 000 кв.м., 4900 студентов, проходящих подготовку по программе бакалавров и магистров, 1400 соискателей кандидатской степени PhD, а также 2200 штатных сотрудников и преподавателей. В университетском кампусе EPFL живут представители около 100 национальностей, а около 50% ее преподавательского состава имеют иностранное происхождение (преимущественно из стран Европы и Америки). Журнал “The Times” прославил EPFL как самый интернациональный университет в мире.
    По-русски - http://www.uni-ch.ru/epfl/index_epfl.htm, по-французски и по-английски - http://www.epfl.ch
© uni-CH.RU, составление, 2006


© uni-CH.RU 1999-2006 | info@uni-ch.ru | 08.11.2006

  ???????@Mail.ru   Rambler's Top100