Russian / Francais / English | |
![]() | Первый русский гид по университетам Швейцарии |
Публикации в российской прессе в 1999-2006 |
Start-up, венчурный капитал, технологический менеджмент |
Upgrade для Кулибина |
Андрей Буховцев |
Журнал "Обучение за рубежом" № 5, май 2001, стр.73-74
|
Завершая цикл статей о новых учебных программах для инженеров в Швейцарии (см. №3-4, 2001), мы хотели бы представить вам программу “Менеджмент в технологической сфере”, организованную на базе Федерального политехнического университета в Лозанне. Кульман, чертежи, сосредоточенный взгляд - таким представал перед нами гражданский инженер в советских фильмах производственной тематики. Этот образ не будил особого желания подражать, даже у тех, кто питал слабость к точным наукам. В современном бизнесе роль инженера возрастает многократно. От того, насколько интересные идеи сгенерируют инженерные подразделения, напрямую зависит судьба новых моделей, выпускаемых на рынок международными гигантами. Например, в сфере компьютерного оборудования и программного обеспечения конкуренция столь высока, что счет идет даже не на месяцы, а на недели: успела фирма выпустить свой продукт первой - получает основной куш. Немудрено, что теперь компании уделяют своим технологическим подразделениям гораздо больше внимания. Ведущие корпорации мира - такие, как Philips, General Electric - даже ввели в состав правлений должность вице-президента по технологиям. Как показывает статистика, в основном, эти должности занимают люди с инженерным образованием. Конечно же, далеко не каждый инженер имеет такой потенциал, чтобы подняться по иерархической лестнице так высоко. Тут нужны и выдающиеся лидерские качества, и соответствующая подготовка в области менеджмента, финансов и прочих дисциплин. Обычно их не жалуют вниманием в технических вузах. Однако в последнее время, реагируя на потребности промышленности, эти институты и университеты вводят все новые и новые программы, призванные дать как своим студентам, так и выпускникам знания в области менеджмента. Например, последипломная программа “Менеджмент в технологической сфере” (Management of Technology, MoT) была организована в Швейцарии еще три года назад. Инициаторами ее создания выступили Центр технологического менеджмента (CMT) Федерального политехнического университета в Лозанне (EPFL) и бизнес-школа Лозаннского университета (University of Lausanne). Ее фокусом является изучение менеджмента и технологий с упором на два мультидисциплинарных направления - инновации и предпринимательство. В рамках программы студенты изучают бухучет и финансы, маркетинг и продажи, экономику, стратегический маркетинг. Они также овладевают такими полезными навыками, как искусство ведения переговоров, построения команды, знакомятся с законодательными аспектами бизнеса и пр. Отдельно и до мельчайших подробностей разбирается процесс превращения научных открытий в технологии, а технологий - в продукт. Этот блок имеет особое значение для конечного результата, поэтому ему уделяется повышенное внимание. Блок “Осуществление (Doing)” посвящен непосредственно экспериментам по созданию нового предприятия в области high-tech. В частности, слушатели пишут бизнес-план для новой компании, а затем проводится конкурс на лучшую разработку. Победители получают возможность воплотить свою идею в жизнь. “Программа MoT - это отличный пример “обучения в процессе деятельности”. Благодаря конкурсу бизнес-планов мы смогли поучаствовать в создании реального бизнеса”, - говорят Стефан Буманн (Stefan Bumann), Брюс Хукпону (Brice Hounkponou), Джан Ли (Yan Li) и Эммануэль Маотр (Emmanuel Maоtre) - победители конкурса Venture 2000 competition, который спонсировала консалтинговая компания McKinsey. Надо отметить, что вся программа в целом предполагает упор на практические навыки. На занятиях разбираются конкретные ситуации из бизнес-практики (“кейсы”). Практическая часть включает 4-месячный блок, в ходе которого студенты индивидуально или в парах работают над проектами в реальных компаниях. Слушатели также имеют возможность проводить на базе Центра технологического менеджмента EPFL различные исследования, посвященные коммерциализации технологий. В рамках программы предусмотрена также 6-недельная стажировка в США, организуемая в июне-июле. Студенты отправляются за океан, в Техасский университет Остина (University of Texas at Austin), чтобы на месте ознакомиться с новейшими тенденциями на американском рынке высоких технологий. Во время стажировки перед ними выступают американские предприниматели, работающий в сфере высоких технологий. Преподавание осуществляют профессора из EPFL и Университета Лозанны. Читать лекции приезжают также профессоры из Университета Сент-Галлена (University of St. Gallen), Женевского университета, Федерального политехнического университета в Цюрихе (ETHZ) и знаменитой лозаннской бизнес-школы IMD (см. №2, 2001). Привлекаются специалисты научного парка EPFL (см. №3, 2001), лекторы из числа успешных предпринимателей и политиков. Организаторы программы стараются максимально использовать выгоды расположения EFFL, ведь буквально в получасе езды находятся европейские штаб-квартиры таких гигантов мира high-tech, как Logitech, Hewlett Packard, Motorola и др. Занятия проходят на английском языке. Начинаются они в январе и продолжаются до конца декабря. Весь материал разбит на 22 модуля, которые студенты изучают в течение коротких учебных сессий, проводимых вечером в четверг и полный день в пятницу и субботу. Таким образом, слушатели получают возможность учиться, не прерывая работы. Что в итоге? “Эта программа подходит каждому выпускнику высшей школы, которого интересует процесс перенесения научных открытий в повседневную жизнь”, - говорит один из ее участников, эксперт по сетям компании Multilink Кристоф Хюбер (Christophe Huber). С ним согласен Тьери Кенель (Thierry Kenel), директор и один из основателей компании Novartec. “Это очень интересное приключение. Я думаю, каждый инженер должен его пережить. Оно способствует развитию нового взгляда на вещи, которые тебе уже, казалось бы, давно известны”, - говорит он. Кого принимают? От претендентов требуется иметь небольшой опыт работы в избранной сфере. Само собой, они должны иметь серьезную мотивацию и искреннее желание участвовать в создании инновационных компаний. Для зачисления необходимо представить диплом, резюме, две рекомендации, эссе, а также пройти собеседование. Нельзя обойти вниманием и высокую стоимость программы - 12 тыс. швейцарских франков (CHF, см. курс на с. 96) в год, не считая стоимости поездки в США и учебников. Однако это не останавливает претендентов. Набор на программу невелик - например, на курсе 2001 года занимается всего 31 студент. Соответственно, попасть на программу нелегко, ведь приходится состязаться с претендентами, у которых есть международный опыт работы и впечатляющие достижения. В частности, среди студентов класса 2001 года - несколько предпринимателей, основавших собственные компании в области high-tech, много инженеров, успевших поработать в известных компаниях. У большинства есть работа в Швейцарии. Средний возраст претендентов - 35-40 лет. Большинство из них - выпускники ведущих швейцарских политехнических вузов EPFL и ETHZ. 41% из них - иностранцы, 19% - люди с двойным гражданством. 84% студентов составляют мужчины. А мы? Между тем для студентов технических специальностей очень важно получить хотя бы основы знаний в области менеджмента. Это говорят и швейцарцы, организовавшие MoT. “Когда мы в EPFL учим инженеров, их мозг направлен на чистую науку. В то же время если они дальше хотят развивать технологию, им нужно будет иметь дело с маркетингом и менеджментом, уметь решать юридические и финансовые вопросы. А этому их не учат”, - говорит Жан Миколь (Jean Micol), один из руководителей программы MoT. Мы полагаем, что слухи о кончине “новой экономики” сильно преувеличены. И уж тем более это не касается высоких технологий, которые продолжают оставаться одним из самых перспективных секторов экономики. Поэтому нам бы очень хотелось, чтобы российские технические вузы переняли швейцарский опыт и организовали у себя нечто подобное. Дополнительная информация: |
||||||
Редакция благодарит компанию "АЛЕШАтрэвел" (www.aliosha.da.ru, www.uni-ch.ru), Swissair и Lausanne Tourisme за организацию поездки нашего корреспондента в Швейцарию. |
||||||
|