Rambler's Top100 Russian / Francais / English
Первый русский гид по университетам Швейцарии

UniBe

Университет Берна


Университет Берна ставит перед собой задачу развития научных знаний посредством исследовательской и образовательной деятельности. Эта задача является одной из основных среди тех, что возложены на университет законом.
Каким образом, опираясь на данные задачи, университет развивается в действительности? Цель этого рассказа - представить основные направления и задачи университета. Он представляет собой краткий очерк об университете, так как о его детальном описании не может быть и речи, ведь было бы просто невозможно рассказать вкратце об университете, в котором работает около 13'500 человек (преподавательский состав, студенты, административный и технический персонал), что примерно равно населению небольшого города.
Университет, который расположен в федеральном городе, является наследником многовековой истории и финансируется кантоном Берна, старается не только следовать старинным традициям, но и развивать современную науку и науку будущего.


Исторический обзор

Желая стать доступным для всего мира, университет, прежде всего, состоит на службе у своего колллектива, который дает ему средства к существованию, наилучшим образом дополняет его основные задачи в области образования, исследований, а также в области предоставления услуг.

1528-1805
В 1528 году для обучения протестантских пастырей в древнем монастыре кармелитов (Barfusserkloster) в "Herrengasse", на месте нынешнего Казино было создано высшее учебное заведение, где изучали теологию, иврит, греческий и философию; уже позднее, начиная с 18-го века, в программу обучения были введены право, математика и естественные науки.

1805-1834
Вслед за Реставрацией в 1805 году была основана Академия, которая включила в себя факультеты теологии, права, медицины и философии.

1834
Основание Университета Берна. Четыре факультета насчитывали 45 профессоров и приват-доцентов, и 187 студентов. Научные лаборатории и лекционные залы и по сей день расположены в древнем монастыре "Herrengasse".

1874
Образование факультета католической христианской теологии, который до сих пор остается единственным в Швейцарии.

1900
Ветеринарная медицина, которая составляла часть факультета медицины в 1834 году и которая была исключена из университетской программы в 1868 году, возвращается вновь в лоно университета и становится отдельным факультетом.

1903
Университет размещается в новом большом здании, построенном на участке земли под названием "Grosse Schanze". Сейчас это главное здание университета.

1912
Экономические науки занимают положение автономного отделения юридического факультета; хотя свое новое название факультета права и экономических наук оно приобретет только в 1954 году.

1921
Философский факультет подразделяется на два отделения: отделение филологии и естественных наук.

1931
Зоологический, геологический и минералогический факультеты, институт судебной медицины, институт аптечного дела и кантональная лаборатория размещаются в новых зданиях нынешнего "Baltzerstrasse".

1954
В Университете Берна устанавливается новый закон, который заменяет прежний от 1834 года. Этот закон гарантирует свободу образования и исследований.

1959
Образование "Общего Коллегиума". Этот институт учреждается по статье 5 и 6 закона Берна об Университете с целью "углубления изучения фундаментальных дисциплин и возрастания общей культуры и духовного синтеза между разными науками".

1961
Институт точных наук располагается в новом здании "Silderstrasse".

1982
Берн приобретает участок земли, принадлежавший когда-то производителю шоколада Тоблеру, где за 4 года, начиная с 1989 года, будет построено здание UNI TOBLER, в котором весной 1993 г. разместились: факультеты теологии, гуманитарных наук, а также отделения средств массовой информации, социологии и политики Швейцарии.

1984
Университет Берна празднует свою 150-ю годовщину. В честь этого события городская коммуна Берна отдает в распоряжение университета "Villa Kocher" по "Schlosslistrasse". Новый "Maison de l'Universite" становится местом встреч для преподавателей всех факультетов и центром, который позволяет Университету утверждать свою миссию служения коллективу.

Открытие университетских курсов для людей старшего возраста сразу вызывает живой интерес.

1988
Создание Координационного центра общей экологии, задачей которого является организация и координация специализированных и междисциплинарных курсов, а также проведение исследований в области экологии.

1989
Частичный пересмотр закона по университету. С этого момента управление университетом возлагается на ректора, двух вице-ректоров, директора по учебной части и административного директора. Педагогическое университетское образование проводится в системе Конференции институтов по подготовке преподавателей. (CIFE). По новому закону продолжение образования для получения ученой степени считается задачей, возлагаемой на университет.

1990
Создание Координационного центра повышения квалификации и управления по продвижению по службе женщин.


Факультет евангельской теологии

Теология обсуждает вопросы религии, христианства, рассматривает место церкви в истории, а также в наши дни. Евангельская теология делает акцент на спасителе нашем Иисусе Христе, чье учение принесло в мир новое понимание; это понимание подчеркивает значимость, которую принесло учение Христа для развития гуманизма у человечества как в исторических условиях, так и в социальных отношениях.

В 1795 году в Университете Берна существовало две кафедры теологии: теология теоретическая (догматика, мораль и история церкви) и теология практическая (чтение проповедей, катехизис и пасторальная теология), а также толкование Священного писания, которому обучают эллинистов и гебраистов.
В 1992 году профессорско-преподавательский состав факультета евангельской теологии включает в себя 12 преподавателей, 1 профессора, 2 штатных профессоров, 4 почетных профессора, 5 приват-доцентов, 1 лектора и 4 доцентов.
Эти цифры свидетельствуют о значительном развитии факультета евангельской теологии, восходящего своими истоками ко временам Реформации. Серьезные споры были привычным явлением для теологов. В прошлом и в начале нынешнего века теологи будоражили своими раздорами университет, противопоставляя современные научные изречения (имеющих тенденцию к исторической критике) консервативным изречениям (сторонников традиционных догм). Эти споры были не лишены политической подоплеки. Современные преподаватели обмениваются в спорах различными теологическими понятиями, но политических диспутов стараются не вести. Приоритет отдается общей ответственности в образовании и исследованиях.
За последние тридцать лет число будущих теологов в Университете Берна увеличилось почти в три раза. В настоящее время около 320 студентов записаны на факультет, 47% из которых составляют девушки (еще 10 лет назад число девушек на факультете составляло 30%). Только в 1965 году женщины получили право самостоятельно проводить службы в церквях Берна. Но ни одна женщина еще не занимала должности заведующего кафедрой образования в Университете.

Семинары

  • Семинар по Ветхому завету
  • Семинар по Новому завету
  • Семинар по иудаизму
  • Семинар по истории первых церквей и по истории догмы
  • Семинар по истории современных церквей и по истории теологии
  • Семинар по экуменической теологии
  • Семинар по систематической теологии (догматика) и по истории философии
  • Семинар по этике
  • Семинар по религиозной педагогике и наукам о воспитании
  • Семинар по красноречию, литургии и духовной деятельности
  • Семинар по пасторали и пасторальной психологии
  • Семинар по религиозным наукам

  • Факультет католической христианской теологии

    Факультет католической христианской теологии рассматривает христианство с точки зрения старых католических традиций. Из-за направленности факультета на католицизм, а именно "Kulturkampf", и отвержения так называемых последующих религиозных заблуждений, его также называют "старо-католическим". Факультет главным образом стремится возрождать и развивать традиции первых церквей, а именно традиции больших схизмов (что примерно соответствует 1 тысячелетию нашей эры) и плодотворные подходы к решению современных проблем.

    Факультет был основан в 1874 году, как факультет католической теологии университета, в тот период, когда в мире царила напряженная политическая и религиозная обстановка. Провозглашение в 1870 году догмата о папской непогрешимости, в качестве доктрины, вызвало волну возмущений. Среди противников этого догмата были швейцарцы, которые в противовес большинству не собирались подчиняться Риму.

    В ту же эпоху правительство Берна хотело заставить католическую церковь принять демократические принципы, а именно выборы коммунами приходских священников. Эти принципы соответствовали католической христианской позиции второй половины 19 века, т. е. временам "Kulturkampf", борьбе, противопоставляющей Государство римской церкви, считавшейся преданной папской курии.

    В эпоху основания факультета власти тешили надежду создать учреждение направленное на воспитание всего будущего поколения католического духовенства кантона в демократическом духе, однако этой мечте не суждено было осуществиться, также как и проекту пионеров факультета - христиан-католиков и сочувствующих протестантов - основать институт католической теологии, свободный от римского главенства. Факультет полагает, что эта цель остается актуальной и по сей день. Экуменизм здесь считают приоритетным аспектом своей деятельности, особенно в усилиях, предпринимаемых для взаимопонимания и сближения церквей Востока и Запада.

    Семинары

    • Семинар по Новому завету
    • Семинар по истории Церкви
    • Семинар по практической теологии
    • Семинар по систематической теологии
    • Семинар по христианскому католицизму и экуменизму

    Факультет права и экономических наук

    Изучение права подразумевает изучение истории права, а также современного права. Научная методология позволяет постичь основы права и сравнить их с современной юриспруденцией. Задача экономических наук состоит в том, чтобы представить и проанализировать общие и частные экономические процессы и явления, в частности, определить уровень производительности и установить цены на товары и услуги.

    После победы либералов на выборах университетские преподаватели, главным образом из Германии, подвергающиеся гонениям из-за политических взглядов, обращаются к Университету, основанному в 1834 году, с целью разрешения вести преподавательскую деятельность в Университете и способствовать, таким образом, распространению либеральных (часто радикальных) воззрений. Так факультет попадает под влияние радикально настроенных преподавателей. Ничего удивительного, что факультет права в ту эпоху становится центром политических раздоров.

    В 1892 году Eugen Huber, будущий автор гражданского кодекса Швейцарии, приглашается в Берн. С тех пор факультет права вступает в замечательный период расцвета и имеет большое влияние. Современное федеральное государство решительно поддерживает развитие гражданского и публичного права, особенно в течение последних двадцати лет. В начале зимнего семестра 1993/94 г.г. была основана кафедра европейского права.

    Для студентов из кантона Тичино, курсы частного права Швейцарии и права кантона Тичино ведутся на итальянском языке.

    Обучение на факультете права Университета Берна предоставляет возможность получения трех форм диплома: лицензии на право ведения юридической деятельности, диплома адвоката и диплома нотариуса. Обучение на адвоката и нотариуса в Берне имеет свои особенности: после сдачи экзамена на степень кандидата юридических наук студент должен проходить практику в течение нескольких семестров до того как, в конце полного курса обучения, состоящего из 12 семестров, быть допущенным к Государственному экзамену: адвокаты проходят практику в Верховном суде, а нотариусы в Управлении юстиции.

    Во времена основания университета в 1834 году экономические науки только начинали зарождаться. Собственно говоря, до начала 20 века в Университете Берна даже не велось разговоров об экономическом образовании. Только в 1912 году в университете будет создано отделение коммерции под началом юридического факультета.

    В 1941 году открылся Институт исследований в туризме. В 1958 году основан Институт экономики предприятий, разделенный сегодня на несколько институтов - Институт операционных исследований и планирования, созданный в 1973 году, Институт экономической информатики - в 1983 году. Затем последовало открытие Институтов маркетинга и управления предприятиями (1987), ведения бухгалтерии и контроля (1989), финансового управления (1990), а также Институт организации и управления кадрами (1991).

    В 1963 году создается Институт политической экономии, куда входят отделения эконометрии и прикладной микроэкономики.

    Изучение социальных наук также происходит на факультете права и экономических наук. В 1960 году, спустя 7 лет после создания первой кафедры социологии, основан Институт социологии. В 1961 году факультет создает кафедру индивидуальных исследований, финансируемую Национальным швейцарским фондом научных исследований (Fonds national suisse de la recherche scientifique), который дал рождение Центру исследований швейцарской политики. С 1903 года даются курсы журналистики; эти курсы послужили прообразом отделения средств массовой информации, открытого в 1989 году. Вторая кафедра политических наук окрывается в 1993 году; она будет полностью посвящена европейской политике.

    Семинары и институты:

    • Cеминар по истории права
    • Институт торгового права
    • Институт гражданского судопроизводства Швейцарии и других стран
    • Институт уголовного права и криминологии
    • Институт европейского и международного экономического права
    • Институт римского права
    • Cеминар по публичному праву
    • Cеминар по финансовому праву
    • Cеминар по гражданскому праву
    • Институт банковского права
    • Институт международного управления инновациями
    • Институт маркетинга и управления предприятиями
    • Институт бухгалтерии предприятий и контроля
    • Институт финансового управления
    • Институт образования по организации и управлению персоналом
    • Институт экономической информатики
    • Институт исследований по отдыху и туризму
    • Институт политики
    • Институт социологии
    • Институт средств массовой информации
    • Институт экономики

    Медицинский факультет

    Медицина выполняет миссию сохранения здоровья людей, предупреждения или лечения болезней. Медицина основана на научном методе, исходной точкой которого являются естественные науки. Медицина анализирует формы заболеваний, а именно выявляет общие закономерности, исследует причины и находит рациональные средства для излечения тех болезней, которые поражают человека. Она включает в себя также определенные элементы, которые напрямую зависят от гуманитарных наук - медицина должна глубоко проникать в человеческую сущность, в психо-социальное окружение человека и лечить болезнь человека, как испытание им переживаемое.

    Медицинское образование в Берне ведет свое начало с 13 века, когда его можно было получить в главной больнице города.

    Создание Университета в 1834 году дает факультету новую жизнь. На смену преподавателям- консерваторам, попавшим в политическую немилость, приходят прекрасные преподаватели из Германии. Начинается быстрый рост факультета и очень скоро он становится самым важным в молодом университете. Медицинский факультет становится первым в Берне, где принимают иностранных студентов и женщин и где создаются пункты медицинской помощи. Во время политического и экономического кризиса 1850 года медицина сыграла поистине спасительную роль для Университета Берна.

    Благодаря выдающимся исследователям и клиницистам, а также мудрым политическим деятелям, медицинский факультет Берна в последующие десятилетия снискал международную известность. Внешним признаком такого подъема стало появление в 1885 году новой больницы. Создание, в тоже время, новых институтов, отделений и новых направлений вызвало подъем энтузиазма среди людей той эпохи к важным открытиям и громадному прогрессу в области медицины. Процесс роста и развития медицинского факультета продлится в течение всей первой половины 20 века.

    После Второй мировой войны революционные открытия и динамическое развитие исследовательской деятельности, в которой США занимают лидирующие позиции, приводят факультет к более интенсивному развитию. Кроме того, на факультете с каждым годом возрастает количество студентов. Именно поэтому улучшаются условия, способствующие высококвалифицированному обучению студентов, и развиваются многочисленные институты при главной больнице Берна, чье новое современное здание и новая педиатрическая клиника стали настоящим символом города.

    Все эти изменения происходят буквально за несколько лет - к 1970 году, благодаря высокой экономической конъюнктуре. Медицинский факультет стал огромным предприятием, работа которого забирает почти половину бюджета и половину персонала университета.

    Клиники и институты:

    • Институт подготовки, повышения квалификации и продолжения образования
    • Институт анатомии
    • Институт физиологии
    • Институт биохимии и молекулярной биологии
    • Институт истории медицины
    • Институт Theodor Kocher
    • Институт медицинской микробиологии
    • Институт патологии
    • Институт патологической физиологии
    • Институт фармакологии
    • Центральные институты и клиники медицинской радиологии
    • Медицинская клиника
    • Медицинская поликлиника
    • Клиника и поликлиника педиатрии
    • Департамент медицины Anna-Seiler-Haus
    • Департамент медицины С.-L.- Lory-Haus
    • Неврологические клиника и поликлиника
    • Университетские ревматологические клиника и поликлиника
    • Институт клинической фармакологии
    • Институт клинической иммунологии
    • Отделение экспериментальных клинических исследований
    • Центральная химическая лаборатория
    • Центральная гематологическая лаборатория
    • Клиника висцеральной хирургии и трансплантации
    • Клиника грудной и кардиоваскулярной хирургии
    • Клиника нейрохирургии
    • Клиника ортопедической хирургии
    • Институт биомеханики М. Мюллера
    • Клиника урологии
    • Клиника детской хирургии
    • Отделение экспериментальной хирургии
    • Институт анестезиологии и интенсивной терапии
    • Университетская гинекологическая клиника
    • Университетская дерматологическая клиника
    • Офтальмологические клиника и поликлиника
    • Клиника оториноларингологии и челюстно-лицевой хирургии
    • Институт судебной медицины
    • Институт социальной и профилактической медицины
    • Университетская клиника социальной психиатрии
    • Психиатрическая клиника
    • Психиатрическая поликлиника
    • Психиатрическая поликлиника для детей и подростков
    • Психиатрическая клиника для детей и подростков
    • Стоматологические клиники
    • Институт аптечного дела

    Факультет ветеринарной медицины

    Ветеринарная медицина занимается выявлением, диагностикой, предупреждением и лечением болезней животных, защитой человека от болезней, передаваемых животными людям, контролем за продуктами животного происхождения, а также проблемами защиты животных.

    Периодический падеж скота, а также распоряжения военных вызвали создание в 1800 году школы ветеринарной медицины. Эта школа, впервые созданная в Швейцарии, будет находиться с 1834 года под началом медицинского факультета под названием "отделение ветеринарии". Курс обучения продолжался два года и был ориентирован, главным образом, на практические занятия. Для того, чтобы открыть свою собственную ветеринарную практику, в то время не обязательно было иметь диплом ветеринарной школы: в 1865 году только 40 из 150 практикующих в кантоне ветеринаров имели диплом об образовании.

    Со второй половины 19-го века престиж отделения ветеринарии значительно падает. Медицинский факультет требует, чтобы отделение отошло от университета, и добивается этого в 1868 году. Три преподавателя, которые работали в университете со дня основания и опротестовавшие это решение, были отправлены на пенсию помимо своей воли. На работу в университет принимаются новые преподаватели - в основном из Германии - условия приема становятся более жесткими (два года средней школы, минимальный возраст 17 лет).

    В 1899 году выходит в свет федеральное постановление о том, что врачи-ветеринары должны иметь образование, адекватное образованию врачей-медиков. 1- го мая 1900 года факультет ветеринарной медицины становится шестым факультетом Университета: это первый в мире факультет ветеринарной медицины. Преподаватели факультета находятся на том же положении, что и другие преподаватели Университета. Возможность получить в Берне титул доктора наук привлечет вскоре на факультет большое число кандидатов на получение степени, в основном иностранцев. Введение обязательного семестра и требования, также и к иностранным студентам, иметь аттестат зрелости для поступления на факультет позволило нормализовать количество студентов. С 1935 года курс обучения состоит минимум из 10 семестров.

    Историю факультета ветеринарной медицины характеризуют постоянные проблемы с помещением, которое бы удовлетворяло требованиям образования и исследований. Только в 1965 году будет найдено приемлемое решение этих проблем - с этого времени факультет занимает новые здания, расположенные за "Langgasse".

    В последние годы значительно увеличились исследования в области ветеринарной медицины и борьбы с эпизоотией (бешенство, болезнь коровьего бешенства). Факультет ветеринарной медицины Берна, где была разработана прививка от лисьего бешенства, принимаемая перорально, по праву занимает место швейцарского Центра борьбы с бешенством. В зоотехническом плане прилагаются значительные усилия для достижения оптимального разведения животных и получения свидетельств об их безукоризненном происхождении при помощи методов генетической технологии и дактилограммы ADN. В числе других видов деятельности факультета следует упомянуть генетический учет наследственных болезней, а также клиническое изучение сравнительных характеристик болезней человека и животных, где применяются многочисленные методы исследования, сконцентрированные главным образом на мире животных.

    В плане предоставления услуг институты и клиники факультета ветеринарной медицины решают серьезные задачи и выполняют консультационные функции, в частности в области сельского хозяйства и правильного питания населения.

    За исключением Цюриха, Университет Берна является единственным в Швейцарии, предоставляющим возможность получения ветеринарного образования.

    Институты и клиники:

    • Ветеринарная клиника для домашних животных
    • Ветеринарная клиника для лошадей и подопытных животных
    • Институт неврологии животных
    • Институт ветеринарной фармакологии
    • Институт патологии животных
    • Институт ветеринарной бактериологии
    • Институт ветеринарной вирусологии
    • Институт анатомии животных
    • Институт зоотехники

    Факультет гуманитарных наук

    Помимо философии, факультет гуманитарных наук предлагает изучение исторических наук, лингвистики и литературы, искусства и театра, музыковедения, этнологии, педагогики и психологии. Первоначально созданный философский факультет был разделен на два отделения в 1921 году. В 1954 году, в соответствии с новым законом об Университете, его окончательно разделили на два факультета: факультет гуманитарных наук (исторической философии) и факультет точных наук (натуральной философии).

    В связи с преобразованием Академии в Университет, в 1834 году философский факультет получил свою автономию в стенах Университета. Прежде чем было установлено обязательное университетское образование для преподавателй средних школ (в 1878 году) и гимназий ( в 1883 году), Университет практически не предлагал профессионального образования. Помимо традиционных дисциплин, таких как философия, история, языки и литература, в 20 веке появляются новые самостоятельные дисциплины, а также некоторые специализированные отрасли разделившихся традиционных областей знаний.

    Таким образом в 1948 году психология становится самостоятельной дисциплиной, с 1970 года она начинает стремительно развиваться. В 1961 году наступает очередь Института лингвистики получить свою автономию. Семинар по востоковедению, первоначально носивший название семинара по изучению семиотики, разделяется на два отделения в 1970 году - отделение по изучению ислама и отделение по изучению Древнего Востока, которые в 1983 году будут выведены в ранг самостоятельных семинаров. Аналогичные перемены происходили и в других отраслях.

    Летом 1992 года все семинары были преобразованы в институты. Постоянный рост факультета привел в 1992 году к созданию Института изучения театра, единственного в Швейцарии.

    Расширение и развитие дисциплин сопровождается увеличением преподавательского состава:

    во время основания Университета было только шесть действующих кафедр в совокупности с дисциплинами, объединенными под одним термином "философия", сегодня факультет гуманитарных наук насчитывает 46 ординарных и 12 экстраординарных профессоров, 8 почетных профессоров, а также профессоров в отставке, 24 приват-доцента, 4 лектора и 65 доцентов.

    Институты:

    • Институт классической археологии
    • Институт немецкой филологии
    • Институт англо-саксонских языков и литературы
    • Институт этнологии
    • Исследовательский центр ономастики
    • Институт истории
    • Институт романских языков и литературы
    • Лингвистический институт и университетский исследовательский центр плюрилингвизма
    • Институт классической филологии и античной философии
    • Институт истории искусств
    • Институт музыковедения
    • Институт изучения театра
    • Институт изучения ислама
    • Институт изучения археологии Ближнего Востока и восточных языков
    • Институт педагогики
    • Институт религиозных наук
    • Институт философии
    • Институт психологии
    • Институт доисторического периода, происхождения человечества и археологии римских провинций
    • Институт славяно-балтийских языков и литературы

    Факультет естественных и точных наук

    Помимо математики, информатики и философии, этот факультет объединяет классические дисциплины естественных наук - астрономию, физику, химию, биологию и науки о Земле. Во всех областях обучение сопровождается активной исследовательской деятельностью, начиная от фундаментальных исследований до прикладных исследований, ориентированных на практику. Во многих случаях эти исследования относятся к актуальным проблемам окружающей среды и отвечают междисциплинарным требованиям.

    С основания Университета в 1834 году профессора разделили философский факультет на два отделения: отделение филологии, философии и истории и отделение естественных наук, физики и математики. Начиная с 1921 года, их называют " Phil.1" и " Phil.2". Лишь в 1954 году будет создан автономный факультет (философия/естественные науки).

    В 20-е годы началось быстрое развитие естественных наук. То же самое произошло и в Берне. При помощи приборов, разработанных учеными-физиками университета Берна, уже в конце 50-х гг. удалось измерить силу мельчайших радиационных излучений Земли. Это исследование продемонстрировало увеличение радиационного фона определенных веществ под действием ядерных испытаний. С 60-х гг. физики Берна принимают участие в исследовании ледников Гренландии и Антарктики; изучая маленькие пузырьки воздуха, заключенные в ледниках, можно воссоздать историю развития климата, насчитывающую более 200 000 лет. В 1969 году во время высадки американских астронавтов на Луну испытание паруса для измерения скорости солнечного ветра также являлось экспериментом ученых университета Берна. Датчики, которые улавливают сантиметровые и миллиметровые волны, - крайне чувствительные приборы наилучшим образом приспособленные к космическим полетам, - служат сегодня для изучения причин снижения уровня озона в атмосфере и возможных последствий этого процесса.

    В области математических наук началось ускоренное развитие информатики. В 1983 году было создано 5 кафедр для изучения этой новой дисциплины, ставшей здесь главенствующей отраслью знаний.

    Институт географии занимается изучением климата и исследованием окружающей среды. Его деятельность направлена на 2 основные области: исследование окружающей среды, изучающей в каких условиях можно продолжительное время эксплуатировать природные ресурсы экологически восприимчивых регионов. Эти научные исследования сконцентрированы на горных регионах Альп и стран третьего мира, где чрезмерное или неправильное использование природных ресурсов производит очень быстрый и необратимый эффект. Исследования, направленные на урбанизацию и агломерации, ставят своей целью определелить региональные экономические структуры, способные к инновациям, которым угрожает европейская конкуренция.

    Наиболее важной деятельностью для геологов и минерологов являются фундаментальные исследования по устранению и переработке отходов. Эти исследования должны учитывать различные аспекты по защите подземных вод и горизонтов грунтовых вод. Орографический анализ в секторе, где должны быть построены новые основные туннели для прохождения железнодорожных линий Gothard и Lotschberg, показал, что здесь потребуется вмешательство инженеров-геологов.

    В своих исследованиях микробиология, зоология и ботаника применяют новые знания, опираясь, например, на технологию генетики - науку, которую еще несколько лет назад никто не хотел признавать. Следующий пример из речи ректора, произнесенной им в 1991 году, проиллюстрирует необычайно быстрое эволюционное развитие, происходящее на факультете: в 1927 году ученые изучали химические явления в течение нескольких минут. В начале 60-х гг. они анализировали и измеряли химические процессы, которые протекали в промежутке времени порядка миллионной части секунды. Сегодня они наблюдают за ходом реакции, чья продолжительность не превышает уровня (1/10 в12 степени) секунды.

    Если в 1834 году факультет точных и естественных наук включал в себя только 3 кафедры, то к летнему семестру 1992 года он насчитывает уже 48 ординарных профессоров, 30 экстраординарных профессоров (работающих на полную и на неполную ставку), 31 почетный профессор, 36 приват-доцентов, 21 лектор и 35 доцентов.

    Институты:

    • Институт математики
    • Институт информатики и прикладной математики
    • Институт математической статистики и техники страхования
    • Институт астрономии
    • Институт теоретической физики
    • Институт физики
    • Институт прикладной физики
    • Институт неорганической, аналитической и физической химии
    • Институт органической химии
    • Институт биохимии
    • Институт общей микробиологии
    • Институт систематической геоботаники
    • Институт растительной физиологии
    • Институт зоологии
    • Институт минералогии и петрографии
    • Институт геологии
    • Институт географии

    Конференция институтов подготовки преподавателей (CIFE)

    Важной задачей Университета является подготовка преподавателей: учителя гимназий и нормальных школ, учителя средней школы, учителя спорта и коммерческих школ проходят здесь обучение и получают техническое и педагогическое образование. Институты и отделения, занимающиеся этой подготовкой объединены, Конференцией институтов подготовки преподавателей (CIFE). CIFE имеет статус факультета.

    Подготовка учителей средних школ и гимназий проводится в Университете уже более ста лет. Однако лишь в последние десятилетия университетские институты подготовки преподавателей стали отделениями, где специально готовятся будущие преподаватели в школах Берна дающих право поступления в Высшие школы. Конференция институтов подготовки преподавателей была основана в 1983 году. Сначала это было неофициальное объединение. В 1989 году она была признана официально во время пересмотра законодательства Университета. И стала равноправным факультетом.

    Отделения CIFE:

    • Центр подготовки аттестата о среднем образовании ( для франкоязычной части кантона)
    • Учителя средней школы (для немецкой части кантона)
    • Преподавательский персонал по экономике и праву
    • Учителя гимназий
    • Интститут спорта и спортивных наук
    • Институт педагогики (общая педагогика и психология педагогики)

    Центр межфакультетской координации по общей экологии (IKAO)

    Новые идеи требуют новых форм обучения: с 1989 года в Университете Берна существует Центр межфакультетской координации с кафедрой общей экологии. Сотрудничая с факультетами, этот Центр предлагает междисциплинарное и индивидуальное обучение.

    Под общей экологией подразумевается изучение взаимосвязи человека с окружающей средой, а также ее физические, социальные, культурные, экономические и политические аспекты. Этот глобальный подход апеллирует ко всем научным дисциплинам. Исследование координирует проекты по темам, связанным между собой. Обучение дает знания по общей экологии, создавая благоприятные условия для междисциплинарного сотрудничества. Центр координации предоставляет услуги публичной библиотеки и банка информации.


    Координационный центр повышения квалификации

    Новый Координационный центр повышения квалификации, созданный в 1990 году, должен стать связующим звеном между Университетом и практикующими специалистами.

    Курсы повышения квалификации дают новые знания, полученные в результате исследований, и дают теоретические знания. Речь идет не столько о специализации, сколько о междисциплинарных знаниях. Профессиональный опыт специалиста учитывается в его программе обучения.


    Студенты и преподаватели

    В 1834 году 187 молодых людей проходили обучение в Бернской Альма Матер, что является самым низким показателем количества студентов для одного курса в настоящее время. Длительное время число студентов в Университе не превышало 200 человек, а женщинам, желавшим получить высшее образование позволили поступать в Университет только в 1870-80 гг. К 1900 году число молодых людей, посещающих занятия, насчитывало уже 800 человек. Их будет в 2 раза больше через 10 лет, но рубеж 2000 человек будет преодолен только в середине этого века. В 50-х гг. власти кантона даже опасались уменьшения числа студентов. Однако в 60-е годы наметился быстрый рост количества студентов и это было показателем того, что плохие времена для Университета закончились. С периода 1966-70 гг. высшая школа ежегодно насчитывала в среднем более 4500 студентов и с периода 1976 по 1980 гг более 7000 студентов. В зимний семестр 1991/ 1992 гг. в Университете Берна было зарегистрировано 9909 студентов (6050 мужчин и 3859 женщин).

    В то время как количество студентов умножилось почти в 50 раз со дня основания Университета, количество преподавателей едва ли увеличилось в 10 раз. Этот факт говорит о том, что задачи обучения, которые ставит Университет, гораздо сложнее решить нынешнему составу преподавателей, чем преподавателям прошлых времен.

    В течение зимнего семестра 1991/1992 гг. было дано около 3000 курсов, не считая клинического обучения медиков.



    © uni-CH.RU 1999-2005 | info@uni-ch.ru | 15.09.2005

      Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100